Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

Запись в школу начиналась в апреле, но самые нерешительные, разборчивые или просто беспечные родители раздумывали до тридцатого августа. Обзванивали и расспрашивали родственников, друзей и знакомых: как найти хорошую школу для ребенка?
Чего же ждут от нас? Какую школу считать хорошей? Смотря с чьей точки зрения... Аттестационной комиссии, родителей, детей?
Собственный печальный опыт подсказывает: тем, кто виртуозно отчитывается перед всеми инстанциями и с энтузиазмом бросается исполнять каждое чиновничье распоряжение, как правило, уже не до детей. На первое место выходят чистота плинтуса и неукоснительное соблюдение инструкций.
Более разумным и естественным представляется прислушаться к пожеланиям, просьбам, требованиям родителей. Беда в том, что даже в небольшом классе запросы прямо противоположны: домашних заданий давайте побольше! – нет, поменьше; наказывайте построже – вы с ними помягче; дневники и оценки нужны – не нужны ни в коем случае...
Что ж, по-разному относиться к разным детям, дифференцировать нагрузку – все это входит в мою работу (за исключением жесткости и наказаний, есть вещи, которые я даже по настоянию родителей делать не буду). Проблема в том, что подавляющее большинство требований сиюминутно и ориентировано в конечном счете не на интересы ребенка, а на удобство родителей. Каждый год на родительском собрании в сентябре прошу написать, каких успехов ожидают от сына или дочери в этом году, каких проблем опасаются. Увы, ответы невнятны.
Зато далекое будущее распланировано. В день окончания начальной школы в разговоре с мамой посоветовала водить дочь на занятия хореографией – девочка двигается легко, с природной грацией и, главное, с удовольствием.
– Никакой хореографии. Только время тратить. Пусть в медицинский готовится.
– До поступления еще семь лет, кроме того, неизвестно, захочет ли она в медицинский.
– Кто ж ее спрашивать будет!
Обычно подобные планы, пусть не в такой жесткой форме, появляются попозже, классу к седьмому. Вообще очень любопытно наблюдать эволюцию родительских намерений и ожиданий. В начальной школе все хотят, чтоб ребенку было комфортно. Но чем старше он становится, тем больше родители озабочены “знаниями”, которые к окончанию школы должны обеспечить “поступление”, хотя сами ничегошеньки не помнят из школьной премудрости.
Моя знакомая сидит заполночь, выполняя за своего сына-восьмиклассника половину домашних заданий по тем предметам, которые ему не нужны для поступления, а он пыхтит над теми, что нужны. И оба гордятся, что удалось попасть в такую хорошую и престижную школу... Непостижимо.
Но иррациональнее всего выглядят вечные споры по поводу оценок. Самый забавный разговор из моей “коллекции” происходил в вестибюле бассейна. Тренер рассказывала о результатах зачета по плаванию. Родители постепенно разошлись, осталась лишь мама, изводившая тренера вопросом: почему ее сыну поставили четверку? Тренер раз за разом терпеливо перечисляла ошибки незадачливого пловца, объясняла, как их преодолевать.
– И все-таки, почему четверка? Я считаю, что он плыл очень хорошо. Может быть, поставите пятерку?
– Да хоть шестерку! – взорвалась наконец тренер. – Плавать-то от этого он лучше не научится.
Будем же терпеливы с родителями и дипломатичны с начальством. Но главное все-таки, чтобы ученики школу любили и с благодарностью вспоминали ее. Они приходят к вам через много лет после выпуска? Вы видели вчера их счастливые и чуть растерянные лица в толпе родителей нынешних первоклашек? У вас замечательная школа!

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru