Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ФРЕНЕ 

На волне педагогической революции начала девяностых годов в Россию была принесена педагогика активного действия Селестена Френе, педагогика практической жизни, самостоятельного мышления, сотрудничества и творчества, появившаяся в начале двадцатого века во Франции. Идеи сочинения детьми свободных текстов, “комплексы интересов”, детские типографии, школьное самоуправление казались заманчивыми и прекрасными, абсолютно необходимыми русским детям. Возникшая тогда общественная организация “Современная школа” сплотила русско-французскую группу последователей идей Френе для распространения их в России. За это время многое изменилось в российской школе, во многом стали иными дети, педагоги, родители. Изменились сама педагогика Френе и наше отношение к ней. Так сложилось, что в современных обстоятельствах массовой школы эта педагогика как целостная система оказалась невостребованной. Ее растащили по кусочкам, выбрав самые “вкусные” и наиболее применимые в ситуации обычных уроков. Во многих школах дети издают газеты (как правило, во второй половине дня, после основных занятий, а у Френе создание детских текстов было ведущей частью учебного процесса ), пишут доклады, ездят на экскурсии. И выходит, что Френе-педагогика в чистом виде сохраняется сейчас (и то с огромным трудом, встречая сопротивление образовательных управленцев и родителей-консерваторов) лишь в некоторых небольших частных школах. О том, что произошло с педагогикой Френе в России за прошедшие десять лет, размышляют Алла Шейнина и Владислав Редюхин, бывшие сотрудники общественной организации “Современная школа” (Алла Шейнина живет сейчас в Париже, но приезжает проводить семинары по педагогике Френе для российских учителей). О трудностях, с которыми сталкиваются учителя, защищая право на детский интерес и собственную активность ребенка, рассказывают Рустам Курбатов, директор лицея “Ковчег-XXI” (г. Красногорск, Московская область) и Татьяна Архипова, учитель из Набережных Челнов. У каждого из них свой опыт активной педагогики, свои представления о ребенке , учителе и учебном процессе. Они предлагают свой взгляд на развитие педагогики Френе в России за последние десять лет.

Елена КЛЕПНЕВА,
президент Российской ассоциации педагогики Френе

“Весна” без уроков. Саратовский вариант

Я работаю учителем французского языка в школе с углубленным изучением иностранного языка с 1981 года. В 1992-м мы получили статус “Школа с углубленным изучением иностранных языков”. С этого времени стали активно развиваться наши отношения с педагогами из других стран (до этого Саратов был закрытым городом). В 1996 году к нам приехал работать учитель из ФРГ Михаэль Блюмер. Одним из первых его шагов был семинар для учителей о педагогике Селестена Френе. В апреле 1997 года у нас прошла первая проектная неделя “Весна”. Уроков не было, учителя в соответствии с избранной темой объединились в команды и руководили детскими проектами. Это был настоящий триумф! С тех пор проектная работа вышла далеко за рамки одной недели в учебном году, идет и на уроках, и во внеурочное время. В 1998 году по приглашению Жаклин Плесси я и областной методист по французскому языку участвовали во Всероссийском семинаре по педагогике Френе в Самаре, организованном при поддержке посольства Франции в России. Подобный семинар проходил в следующем 1999 году в Саратове (80 участников из 10 городов России и французские френетисты). В 2000-м местом проведения встречи была Казань, инициатором – директор гимназии № 9 И.С.Закиров. Четыре дня свободных мастерских (френетисты называют их ателье) и творческих проектов, открытые уроки с детьми гимназии, два выпуска детских “Свободных текстов”. Делегация саратовцев состояла из 10 человек, учителей и преподавателей вузов. Почти все они были ведущими, а не слушателями.
2001 год. Центром российского движения Френе стал Саратов, средняя школа № 56. Натали Перкен-Ясногородски вела ателье “Гражданственность” в комиксах, Алла Шейнина – ателье “Работа с песней”, Кристиан Лего – «Праздники и традиции». Семинар и проектная неделя сопровождались выпуском компьютерной газеты “Вавилония”, над которой работали ученики школы № 56 и лицея № 37. На этом семинаре был переизбран президент Российской ассоциации педагогики Френе. Им стала я, Елена Клепнева.
Надо сказать, что интерес к педагогике Френе в Саратове стабилен, и деятельность стала традиционной. Создана библиотека документов по педагогике Френе, часть хранится в РЦФЯ, часть – у меня дома. В марте 2002-го к нам приезжал член Французской ассоциации педагогов Френе, преподаватель профессионального лицея Мишель Мюля для работы в семинаре для учителей французского языка старших классов школ и лицеев Саратова и области, он также провел несколько занятий со студентами III курса педагогического института. 27 апреля в СарИПКиПРО проходила областная научно-методическая конференция “Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления”, где в секции “Иностранные языки” выступали четыре учителя-френетиста из Саратова и Петровска с рассказом о своем опыте. В конце июня в Саратов снова приехал Мишель Мюля для проведения ателье «Рабочая библиотека в педагогике Френе» в рамках регионального семинара по библиотечному делу, организованному по инициативе РЦФЯ.
И по-прежнему мы поддерживаем отношения с Кристианом Лего, с Набережными Челнами, Казанью. Жаль, молчит Кисловодск, Нягань, Самара... Но движение продолжается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru