КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Соленый вкус нарисованной слезы
Российские спектакли для подростков в
Рязани и Санкт-Петербурге
Сцена из спектакля “Диаволов водевиль”
Фото А.МАРТЫНОВА
В маленьком городке Рязанской
области Скопине есть маленький семейный театр
«Предел». Многие до сих пор вспоминают его
спектакль «Моцарт и Сальери», где в роли
неудачливого завистника выступал сам режиссер
Владимир Дель, а гениального композитора сыграл
его маленький сын Илья. Их последний спектакль
«Диаволов водевиль» создан по мотивам романа
Достоевского «Преступление и наказание».
Недлинный (продолжительностью всего в один час),
со скупым сценическим оформлением, он заставил
поначалу беспокойный, переполненный школьниками
зал замолчать, а впоследствии и задуматься.
Раскольникова играет одиннадцатиклассник Илья
Дель. Потом в белых костюмах появятся три
женщины: его мать, Дуня и Соня. Вчетвером они и
расскажут историю преступления и наказания
Раскольникова, который в исполнении Деля еще не
студент, подросток.
Страшная сцена, когда молодой человек
рассказывает о совершенном убийстве, решена как
бесстрастный рассказ об уже происшедшем. И
старуху-процентщицу, и Пульхерию Андреевну
играет одна актриса – Ирина Дель, жена Владимира
и мать Ильи. Какой простой и убедительный ход:
убив процентщицу, Раскольников как бы становится
причиной смерти матери.
В завершение – покаяние героя: сцену моют, как
будто ждут какого-то великого праздника, с
подростка снимают его черную одежду, одевают в
свежую, белую, а грязную аккуратно складывают и
снова отдают ему. Так он и останется сидеть на
табуретке, босой, с темным свертком на руках,
притихший.
Спектакль, начинавшийся с детского голоса,
читающего «Отче наш», завершится мощным пением
Жанны Бичевской «Господи, помилуй».
На маленькую сцену-арену выходят два
клоуна-музыканта – так начинается спектакль
«Каштанка», поставленный уже в Екатеринбургском
ТЮЗе его новым руководителем Вячеславом
Кокориным. Потом появляется рыжеволосая
девчонка с двумя хвостиками – Каштанка. Наталья
Кузнецова не играет собаку на общепринятых
штампах. Для начала она лихо пляшет, всплескивая
руками и отстукивая каблуками.
На спектакле много смеются. Дети радуются, что
действие происходит в цирке. Родители улыбаются,
когда неожиданно на секунду в руках кота Федора
Тимофеевича (Александр Викулин) появится примус,
а Незнакомец заметит: «Не могу одобрить нашего
климата». И те и другие умиляются неожиданной
свиньей – худая и высокая Марина Бурова, одетая в
русский костюм и похожая на персонажа
Островского, делает вразвалку круг, моргает
глазами и принимается в сторонке за яблоко.
Смеются теперь в театре часто, все любят комедию,
а вспомните, давно ли вы плакали в театре? А на
«Каштанке» в иные минуты невольно на глазах
появляются слезы. Умирает гусь Иван Иванович
(тонкая работа Владимира Двормана), завтрашнее
представление на грани срыва. Все в
растерянности, и вдруг тихо-тихо, не глядя друг на
друга, так, что даже дрессировщик не видит, звери
становятся в египетскую пирамиду. Каштанка вышла
на замену, развела руки в традиционном цирковом
алле... так же молча разошлись, завтра спектакль
состоится.
Кокорин любит свой театр и своих актеров, только
поэтому в спектакле могла появиться сцена сбора
зверей на представление. Когда все поодиночке
настраиваются, одеваются в выходные ботинки,
теплые варежки, пуховые платки, садятся на
дорожку и, взявшись за руки, уходят из дома. Так
же, цепочкой, они выйдут на арену, первое и
последнее выступление Тетки.
Наталья Кузнецова играет, как у Каштанки в финале
разрывается сердце. Ее позвал первый хозяин.
Актриса снимает новогоднюю пластмассовую
собачью маску (на арену все звери выходят в
масках), мечется, обнимает напоследок коллег и
убегает в пляске – так, как начинала спектакль. И
уже не знаешь, нарисованная слеза у Клоуна или
настоящая.
* * *
Что же позволило объединить две такие
разные постановки? Сначала в Рязани, а потом в
Санкт-Петербурге буквально один за другим
состоялись театральные фестивали, на которые
организаторы пригласили работы, адресованные
подросткам. «Диаволов водевиль» – фестиваль «На
пороге юности» – самое сильное театральное
впечатление этого сезона. «Каштанка» – на
фестивале «Радуга».
Фестивали для подростков необходимы (оба они еще
молоды, существуют всего несколько лет). В Рязани
спектакли смотрело молодое жюри, их первые
отклики можно было прочитать на следующий день
на специальных стендах в фойе, залы всегда были
переполнены. Калмыцкому театру «Джангар»
пришлось даже задержаться и дать дополнительный
спектакль по горячим просьбам зрителей, которые
стояли вечером около служебного входа в ожидании
полюбившихся гостей.
Санкт-Петербург на правах одного из старейших
ТЮЗов сделал свой международный фестиваль
«Радуга» более представительным и менее
домашним. В рамках фестиваля проходили различные
программы для профессионалов, искали новую
пьесу, старались пригласить режиссера на
постановку (провинциальные ТЮЗы сегодня остро
нуждаются в молодой режиссуре, говорящей со
зрителем на одном языке).
Фестивали на тему – дело опасное. Экспертному
совету в отборе, кроме творческих критериев,
приходится руководствоваться и совпадением с
заявленной линией. Найти первоклассный
спектакль для подростка – дело подвижническое, и
руководители обоих фестивалей уже приступили к
нелегкому выбору участников на следующие сезоны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|