УЧЕБНИКИ N56
Все об археологии, особенно
российской
Гальперина Г.А., Доброва Е.В.
Популярная история археологии.
М.: Вече, 2002
Книга Галины Гальпериной и Елены
Добровой в популярной форме рассказывает об
археологических культурах и наиболее знаменитых
памятниках доисторической эпохи, античности и
Средневековья и может служить дополнительным
пособием при изучении истории древнего мира и
Средних веков. Особое внимание уделяется
археологическим находкам на территории нашей
страны, о которых написано интереснее, чем в
учебниках. Как отмечают авторы в предисловии,
“очень редко вещественные и письменные
источники полностью перекрывают друг друга. Чаще
всего они освещают разные стороны исторического
процесса”. Здесь же приводятся известные
рассуждения Фукидида о том, что по развалинам
Спарты потомки не составят правильного
представления о могуществе этой державы,
когда-то господствовавшей в Греции, так как
спартанцы не строили пышных дворцов и храмов.
Между тем по наружному виду Афин должно было
создаться вдвое преувеличенное представление о
могуществе этого города-государства. И, как пишут
авторы книги, “Фукидид оказался прав: через 2,5
тыс. лет его слова получили подтверждение. Орудия
труда, осколки глиняных ваз, украшения и прочие
предметы, обнаруженные в разрушенных Афинах,
дают точное представление о культуре древнего
полиса. А вот скудные находки на территории
Пелопоннеса не позволяют говорить о былом
могуществе военного государства Спарты лишь на
основании археологических данных”. Что ж, все
дело в том, что культурная и военная мощь одного и
того же государства далеко не всегда
эквивалентны друг другу. И если бы не труды
историков, в том числе “Пелопоннесская война”
того же Фукидида, мы бы, наверное, и сегодня
числили бы Спарту мелким полисом Южной Греции, не
оказывавшим существенного влияния на ход
исторического процесса.
Истории археологических открытий читаются с
большим интересом. Но вот интерпретация находок
дается на уровне старой доброй марксистской
теории, особенно когда речь заходит о славянских
древностях и норманнской проблеме. Можно оценить
следующий перл: “Древнерусские территории были
готовы к возникновению рабовладельческого
строя, однако они избрали иной путь – от
первобытного строя к феодальному”. Кстати, если
“территории” заменить “людьми”, абсурдность
картины ничуть не уменьшится. А уж насчет варягов
выводы авторов находятся на уровне эпохи борьбы
с космополитизмом и споров о русском приоритете!
Когда от археологии приходится переходить к
другим дисциплинам, порой случаются курьезы. Тут
и мифическое племя “полян-росов”, будто бы
основавшее Киев и задолго до IX века якобы
обитавшее в Приднепровье. Между тем в
действительности археологи собственно
славянские древности в этом регионе датируют
концом VIII – IX веком, т.е. тем же временем, когда
здесь появились норманны-русь. Кстати сказать,
уже в 839 году, согласно Бертинским анналам,
скандинавы, прибывшие из Приднепровья к двору
германского императора, называли себя “русью”.
Слово это восходит к древнескандинавскому
“гребец”, “участник гребного похода на
ладьях”. Чтобы оно стало этнонимом, должно было
смениться минимум одно поколение. Значит, Рюрик и
первые норманны-русь – предки норманнов
Бертинских анналов – должны были осесть в
Восточной Европе не позднее начала IX века. В
свете этого несколько странно выглядит
утверждение, будто “обнаруживаемый в дружинных
курганах археологический материал дает
основание сторонникам норманнской теории
полагать, что создателями государства на Руси
являются скандинавы”, но при этом
“археологические источники не подтверждают
летописное повествование о призвании варягов”,
поскольку от Новгорода до Киева найдено очень
мало скандинавских предметов, датируемых IX
веком. Так подтверждают или нет? Ведь норманнисты
полагают лишь, что варяги дали Руси лишь свое имя
и княжескую династию. О том, что и то и другое –
скандинавского происхождения, лингвисты уже не
спорят. Археологам стоит к ним прислушаться. Да и
сам обряд погребения в ладье, характерный для
курганов, – скандинавский. А скандинавских
предметов в погребениях IX века найдено хоть и
мало, но ничуть не меньше, чем собственно
славянских. Большинство же погребений вообще не
содержат этнически определенных предметов.
Поэтому мы не можем сказать, в какой пропорции на
территории нынешней Европейской России
соотносилось скандинавское, славянское, финское
и балтское население. Славянизация же
варягов-руси произошла только в XI веке, с
принятием христианства и мощным южнославянским
культурным влиянием из Византии. Тогда
повсеместно языческое трупосожжение сменяется
христианским трупоположением и образуется
единая древнерусская народность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|