Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Стратегия инициативы

Как рождается опыт взаимодействия между школой и государством

Не компромисс, а сотрудничество

За последние три года в очень сложных и даже драматических обстоятельствах рождается, по-видимому, довольно эффективный механизм взаимодействия частных, общественных, профессиональных, научных, самых разных инициатив с государством.
Например, “Эврика” – это частная инициатива. И один из основных принципов эвриканского движения как раз и состоит в том, что развитие образования происходит на основе школьных, учительских, директорских инициатив.
События последних лет еще раз нас в этом убеждают.
Конечно, гладко написанные и защищенные вывесками высоких научных инстанций концепции и доктрины читаются легко и выглядят системными. Но на деле оказывается, что в условиях школы ни один системный проект не приживается, если он не отвечает внутренним особенностям развития и школы, и самих учителей, и директоров.
При этом важно понять, что поддерживать необходимо именно инициативу, а не гарантированный результат. Не передовой опыт распространять – его достаточно лицензировать, дальше на информационном поле рынка образовательных услуг этот опыт найдет себе потребителя. А вот вкладывать средства в научно-методическую, административную или даже материальную поддержку заявивших о себе инициатив – это и есть, на наш взгляд, основная стратегия модернизации, реформы и вообще любых изменений в образовании. Но если все-таки говорить о модернизации ведомства (не образования – образование модернизации не поддается, в отличие от его организационных форм), то, с нашей точки зрения, ее задачей является придание системе образования инновационного характера. То есть нацеленность на изменения, настроенность на инициативу и разработка управленческих, финансовых и правовых условий для проведения перемен.
В этом смысле механизм взаимодействия инициатив, не лежащих в русле основной, официальной стратегии Министерства образования, с нашей точки зрения, очень важная часть школьных перемен.
К счастью, в последнее время это хорошо понимают и часть чиновников из высшего руководства Министерства образования.
Ключевые заместители министра образования по школьным направлениям: Г.Балыхин, В.Болотов и Е.Чепурных – внимательно отнеслись в этом году к контракту с “Эврикой” по поводу сети федеральных экспериментальных площадок. Были проведены две независимые экспертизы: со стороны Экспертно-аналитического центра при НФПК и со стороны Академии повышения квалификации работников образования. Несколько раз проводились совещания по результатам контракта 2001 года, и хотя не обошлось без обычных проволочек со стороны среднего звена чиновников и даже волокиты в отдельных случаях, но это уже издержки многолетней практики.
Но стратегически «генералитет» Министерства образования определился: поддержка культурно-образовательных инициатив лежит в русле генеральной линии.
Неизвестно, надолго ли, но главное, что эта позиция не является результатом унизительных компромиссов, например поддержка инициатив в обмен на полную лояльность “Эврики” министерству. Мы искренне надеемся, что времена, когда в образовании торжествовал принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку», прошли. Государственная мудрость в том и заключается, с нашей точки зрения, чтобы, сохранив принципиальные позиции, научиться сотрудничать друг с другом.
Таким образом, контракт между Министерством образования и Институтом образовательной политики «Эврика» на развитие сети федеральных экспериментальных площадок по направлению «Федеральные авторские экспериментальные школы» – это своего рода экспериментальная площадка по отработке механизмов государственно-общественного управления образованием.
И этим летом механизм прошел необычную, но очень серьезную проверку на прочность.
Дело в том, что, когда контракт был уже подписан, выяснилось: деньги школам в полном объеме давать нельзя, есть особое распоряжение правительства, правда, оно ориентировано больше на строительные компании и другие бизнес-проекты, но тем не менее... Суть распоряжения в том, что надо выдать 10% от всей суммы исполнителю, он найдет остальные деньги, сделает продукт, а затем государство купит этот продукт, выплатив свой долг. Таким образом расходы исполнителя компенсируются. Но директор Института образовательной политики “Эврика” Алла Антонова подписывать контракт в его новой версии отказалась.
– У школ нет «оборотных средств», чтобы разрабатывать методики, закупать оборудование для проведения экспериментов и семинаров, платить зарплату учителям, издавать учебные пособия, ездить в командировки, поддерживать свои сайты и делать многое другое, согласно техническому заданию. А эксплуатировать учительский энтузиазм мы не хотим.
И надо сказать, что руководство Федеральной программы развития образования, прежде всего заместитель министра Елена Чепурных, с пониманием отнеслось к позиции «Эврики». Дело затянулось чуть ли не на все лето, но в конце концов, путем долгой работы юристов, экономистов и многочасовыми согласованиями между Министерством экономики и Министерством образования, выход был найден, и с 23 июля школы стали получать средства Федеральной программы развития образования на проведение экспериментальных работ по контракту 2002 года.
Всего в рамках ФПРО на развитие эвриканской сети ФЭП выделено 40 миллионов рублей. Из них 29 миллионов – грантовый фонд, а остальные средства – на научно-методическую поддержку, проведение конкурса культурно-образовательных инициатив, экспертизу проектов и отчетов, частичную оплату региональных учебно-аналитических сессий, поддержание сетевого взаимодействия, проведение двух крупных конференций – весенней, проектный запуск сети, и осенней – традиционной конференции «Авторская школа», которая состоится 1–5 ноября.

Что дальше?

«Эврика» начинала в середине 80-х как клуб, затем в начале 90-х продолжила как Свободный университет, конец 90-х и начало нового века – как сеть. Теперь все складывается так, что «Эврика» превращается в образовательную корпорацию. При сохранении традиций клубного общения, сетевых форм взаимодействия, при существующей финансовой основе развития и набирающем обороты государственно-общественном взаимодействии может возникнуть особый тип образовательной организации – корпорация. Об этом сейчас думают Ассоциация экспертов «Эврики» и лидеры эвриканских площадок – директора школ. Об этом будут наши дискуссии на традиционных эвриканских сессиях и в Москве, и в регионах. «Эврика» продолжается.
Но память у нас хорошая, и слишком живо воспоминание о том, как на самом взлете общественно-педагогического движения в 1988 году все стремительно закончилось полным разгромом и закрытием и уничтожением и пришлось все восстанавливать заново.
Так что, строя планы и проекты развития, надо быть готовыми и к тому, что кто-то решит иначе и в один миг все переменится к худшему.
Нам не привыкать, что будет, то и будет, а нам дело делать должно.
Жизнь продолжается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru