Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Если бы вам предложили представить особенности российского образования в ближайшем будущем, то о чем бы вы подумали в первую очередь? Может быть, об улучшении социального положения учителей? Или о появлении все большего числа инновационных школ? Многие наверняка бы сказали: в школе, в вузе распространяется и распространится дальше использование современных информационных технологий.
Это неизбежно.
Конечно! И что вы собираетесь делать?
Мы не случайно задаем этот вопрос – и не только вам, дорогие читатели, но и себе. И нам кажется важным, что авторы сегодняшних материалов пытаются личностно осмыслить ситуацию “компьютерного бума” в современной российской школе.
На этой странице вы найдете их размышления, предложения, практические советы.
Мы также продолжаем дневник, рассказывающий об одном из проектов школы самостоятельного учения.
В начале прошлого года он был в первую очередь связан с созданием обучающих компьютерных программ, но постепенно начал задавать более широкую рамку для обсуждения проблем информационных технологий в школе. Оказалось, что когда ученик остается один на один с компьютером, становится особенно важным, умеет ли он самостоятельно, без активной помощи учителя, работать с информацией. Получается, что умение самостоятельно учиться – одно из условий превращения информационного ресурса в ресурс человека.

Наталья ШЕВЫРИНА,
Овена КОРСУНОВА

Лаборатория самостоятельности

Из дневника виртуальной школы

“Сначала было лето!” – скажут когда-нибудь разработчики образовательных проектов на 2002/03 учебный год.
“Мы собрались и...” Что происходило, легко вспомнить, заглянув на страницы блокнотов и записных книжек. Сегодня, разбирая рабочие записи наших единомышленников, мы рассказываем о летних приключениях проекта виртуальной школы (читай: школы самостоятельности и самообразования).

Тетрадь первая.
Круглый стол «Об автодидактике»

Этот разговор состоялся между участниками нашего образовательного путешествия по Финляндии: учителями-экспериментаторами из Москвы, города Ефремова Тульской области и города Анадыря на Чукотке. Коллеги договорились называть педагогику, которая говорит о создании образовательной среды для самостоятельного учения ребенка, автодидактикой.

Александр Подгородецкий, Анадырь:
– Школы Монтессори, или школы, основанные на автодидактических принципах саморазвития детей, в России существуют уже несколько лет. А какой результат? Делали ли какие-то замеры?
Светлана Губанова, Москва:
– Я видела этот немаловажный результат – педагоги преображаются. Они так увлекаются своей работой, что готовы часами рассказывать о ней. Даже инспекторам. А что касается детей, то по любым замерам их показатели оказываются выше и значительнее, чем у детей, обучающихся обычным способом.
Светлана Горченко, Анадырь:
– Но проблема в том, что дети, которые закончили начальную монтессори-школу и пришли в обычную среднюю, бывают “неудобными”. Они слишком самостоятельные, самодостаточные в учении, равнодушны к отметкам, которые учителя им ставят.
Евгения Соколова, Москва:
– Ко мне приходили ребята из монтессори-школы и заявляли свою самостоятельную позицию. Они четко видели точку своего интереса в истории и получили средства развития этого интереса в моем материале.
Александр Подгородецкий:
– Самостоятельным детям не нужна классно-урочная система. Ребенок сам выбирает себе занятия. Как он это делает? И не может ли оказаться, что он выберет полное безделье?
Елена Хилтунен, Москва:
– В средней школе я вижу это так: будем погружать детей в свободную работу постепенно. Например, в расписании первые два-три часа указаны как часы свободной работы. И в это время каждый движется по своей собственной траектории, которую он заранее обсуждает с тьютором. Следом идут обычные уроки. Время свободной работы постепенно расширяется. Но в пространстве, не подготовленном для свободной работы, разумеется, ничего не выйдет.
Ольга Кузнецова, Ефремов:
– Надо начинать с теоретической подготовки педагогов. И надо ездить смотреть, как устроено свободное образовательное пространство в самых разных школах. А начинать лучше с детского садика, чтобы в начальную, а потом в среднюю школу шли ребята, умеющие самостоятельно учиться.
Светлана Губанова:
– Но в сознании традиционного учителя живет ответственность, что если он сегодня ученикам ничего не рассказал и не опросил их, то прожил день зря. Поэтому полностью самостоятельная образовательная работа детей традиционного учителя напрягает.
Светлана Горченко:
– И все-таки я поняла, что прежде всего надо заразить учителей автодидактикой и убедить родителей в том, что самостоятельный ребенок лучше, чем послушный.

Тетрадь вторая.
На повестке – модель подростковой школы

В Ефремове, если помните, детский сад- монтессори повзрослел вместе с детьми и превратился в комплекс детский сад – начальная школа. В московской школе № 71 берутся за непростое дело – создать образовательный центр для учеников средней и старшей школы, такой, где уроков в обычном понимании нет, а ребенок становится не только участником, но и автором своего образовательного пути. Вот и решили два коллектива провести встречу, где более опытные монтессори-педагоги рассказали бы о собственном опыте, а учителя, планирующие работу с ребятами из традиционных классов, поучились. Эта встреча состоялась в середине лета в гостях у ефремовцев.
Сначала все шло, как на обычной конференции.

Запись первая. Доклады
Вечером приехали в Ефремов гости-москвичи, разместились, а уже с утра началась работа. Выступила представитель городской администрации. Выступила Татьяна Березовская – научный руководитель московского проекта. Выступила директор детского сада Ольга Кузнецова и другие ефремовские педагоги. Было что обсудить, над чем подумать во время “круглого стола”. С воодушевлением ждали следующего дня – предстояла разработка модели подростковой школы, точнее, модели пятого и десятого классов (именно они станут первопроходцами в новой системе образования школы № 71).

Запись вторая.
Жаркие споры в “ефремовской Швейцарии”

Второй и третий дни работали на выезде, на турбазе. “Швейцария” – потому что красиво. Так и решили: в корпусе не сидим, обсуждаем на полянке. Некоторые идеи прижились сразу. Например, необходимость маршрутных листов по любой теме школьного курса, со ссылками на книги, учебники, интернет-ресурсы. Идея отдельного куратора на каждых 6–7 учеников: он и администратор, и воспитатель, и консультант.
Потом начались споры. Как, составляя маршрутные листы, учесть различие программ по математике начальной и средней школы? С чего могут начать свое необыкновенное самостоятельное обучение бывшие ученики традиционных классов, привыкшие к руководству учителя?
Решили, что в расписании и пятого, и десятого классов будут “Минуты вдохновения”, то есть утренние и послеобеденные сборы с обсуждением планов, успехов, запросов о помощи.
(“Как у тебя настроение? Как ты спал?” – Куратор, быть может, спросит и об этом. Дружески.)
За “Минутами” последует блок-лекция, каждый день недели – свой предмет. Это могут быть 20–30 минут, за которые учитель расскажет о самых важных и сложных точках программы, зафиксирует внимание на проблемных вопросах, поможет простроить связи между темами.
Самостоятельную работу по маршрутным листам надо чередовать со спортивными, музыкальными часами, часами работы в мастерских.
– Пусть будет “чайный час”. Культура поведения за столом, культура беседы.
– Домашние задания? Кто-то успеет в школе. Кто-то пойдет в библиотеку. Это все то же продолжение самостоятельной работы, и придумать домашнее задание ребенок может себе сам, а может и посоветоваться с учителем.
Ефремовцы слушали-слушали москвичей и сказали:
– Наверное, и мы возьмемся учить пятый класс!

Запись третья. Новые вопросы
Продолжая обсуждать модели, рожденные в муках преодоления собственных стереотипов, мы увидели не додуманные до конца ответы и даже не поставленные еще вопросы. Мы задумались над тем, как экспериментальные классы будут участвовать в жизни большой школы. Над тем, что естественно-научное знание нельзя расколоть на отдельные предметы и расписать на маршрутных листах “по физике”, “по химии”, “по географии”, так же как нельзя отделить изучение грамматики на уроках родного и иностранного языков. Мы захотели скорее в школу. Мы ждем встречи с учениками и, конечно, родителями. Ведь без них не нужна ни одна педагогическая модель.

Начало дневника смотрите в № 70, 78, 86 за 2001 год и № 12, 35 за 2002 год.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru