Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 4.  СЛОВО И ЧУВСТВО

Фред Джонс – автор многих книг, потомственный педагог и психолог с большим опытом, желающий поделиться своими практическими находками с другими учителями. Перед вами малая часть его советов. Вероятно, кое-что покажется вам слишком простым. Некоторые высказывания удивляют и почти возмущают. Так что же? 
Полемика с автором поможет осознать собственные приемы и принципы. Разве не это главное?

Фред ДЖОНС

Инструменты преподавания.
Дисциплина. Обучение. Мотивация

На капитанском мостике урока

Не давайте им валять дурака
Главная помеха обучению в классе – ничегонеделание. Всем нам известно множество способов ничего не делать: шептаться с соседом, передавать записки, точить карандаши, машинально чертить что-то и глазеть в окно. Все вместе это и означает валять дурака. И это то, чем ученики утомляют вас.
Как-то в одной частной школе меня попросили посмотреть детей с эмоциональными, поведенческими и учебными нарушениями. Все они были переведены из Объединенного школьного округа Лос-Анджелеса. Я получил бесплатный билет на звездное шоу «Как валять дурака в классе». В свое первое посещение я наблюдал четыре урока: два утром и два после обеда. Утренние повергли меня в шок.
Когда я приблизился к первой классной комнате, стали слышны крики. Войдя, я увидел только пустые стулья. Я посмотрел налево и обнаружил, к своему удивлению, девятерых детей, уставившихся на меня сверху, со шкафа для одежды. Я подумал: «Странный урок».
Тут еще полдюжины детей вывалились из шкафа. В руках у них были куртки и ботинки, которые они стали швырять в сидевших наверху. Один ребенок не выдержал обиды и прыгнул со шкафа, чтобы бороться с одноклассником на полу.
Все это время перед классом стоял учитель, который жертвовал своим здоровьем ради совершенствования молодого поколения: содержимым желудка, работой челюстей и кровеносной системой. Со скрещенными на груди руками, стиснутыми зубами и выражением мрачного отчаяния на лице он закричал:
– Группа!
Это обеспокоило меня. Я по образованию клинический психолог и потратил много лет на работу с группами. Я много знаю о групповых процессах, динамике развития группы, групповой коммуникации и групповом решении проблем. Но здесь я не видел группы.
Потом он сказал:
– Я просто собираюсь подождать, пока вы все усядетесь на свои места.
Я не знаю, как долго ему пришлось ждать. Тогда был ноябрь…
Второй класс, который я посетил утром, был почти так же плох. Молодая учительница вела дискуссию. Я могу сказать так, потому что каждый что-то говорил. И кто, как вы думаете, говорил громче всех учеников?
– Дети, абсолютно незачем так шуметь!!!
К середине дня мне отчаянно захотелось уйти. Но поскольку я обещал, пришлось смириться и остаться после ланча.

Два нормальных учителя
После обеда я увидел, как ученики, сидевшие на гардеробе, зашли в кабинет другого учителя. Учитель тепло их поприветствовал в дверях. Ученики, как только вошли, заняли свои места, посмотрели на доску, где было помещено задание, и приступили к работе.
Прозвенел звонок на урок, никто не поднял глаз. Ученики работали над математическим заданием около двадцати минут. Потом урок ненадолго прервался. Учитель сказал:
– Положите работы на угол моего стола. Если вам нужно поточить карандаши, сейчас самое время. Можете также попить, если хотите, и возвращайтесь на места.
Я подумал: «Сейчас начнется».
Однако ученики выполнили все инструкции учителя и вернулись на места, готовые продолжать, на перерыв они потратили 41 секунду. Учитель затем организовал групповую дискуссию, в которой все говорили по очереди. На протяжении урока эти дети вели себя как хорошо воспитанная группа.
Я мог бы сбросить это со счетов как счастливую случайность, но после обеда я наблюдал замечательный урок еще одной учительницы с участниками неудачной утренней дискуссии.
Что касается управления дисциплиной, у этих учителей я увидел три особенности, которые меня поразили.
Они не работали тяжело. На самом деле они вообще не напрягались.
Они были расслаблены.
Они излучали эмоциональное тепло.
Наконец, я усвоил, что управление классом – дело не обязательно безрадостное и угнетающее и требует не так уж много времени. Вы не должны ждать декабря, чтобы улыбнуться. Хорошим учителям доступна роскошь получать удовольствие от своей работы.
Как могли два класса, бывшие настолько неподконтрольными в одном окружении, выглядеть такими нормальными в другом? Я возвращался в эти классы ежедневно до конца недели, надеясь открыть секрет. Все, что я увидел, – были два учителя, делавшие свое дело чрезвычайно просто.

Никаких улик
Эти два великолепных учителя были исключительно великодушны в своих попытках помочь мне понять их преподавательские методы. К сожалению, попытки не увенчались успехом.
Они оба сказали:
– Надо браться за работу серьезно.
Я спросил:
– Прекрасно! Что это значит?
– Ну, в первый же школьный день классная комната начинает принадлежать вам… или им.
– Прекрасно! Что вы делаете?
– Честно говоря, многое зависит от ожиданий. Если вы не ожидаете, что они будут учиться, они не будут.
– Прекрасно! Что вы предпринимаете, чтобы они взялись за это?
– Ну, надо передать ученикам ценность учения.
– Подождите! Будьте уверены: у меня хорошие ценности и хорошие ожидания. Я хочу знать, что делать. Вообразите, что я вас замещаю, беру ваш класс завтра утром. Вы, очевидно, преподаете в определенном русле. Я не хочу терять его. Что мне следует делать?
– О, да, – сказали они. – Понятно. Хм. Ну, приблизительно, вам нужно относиться к этому серьезнее.
Круг замкнулся.
Все же в тот день я узнал кое-что замечательное об этих учителях. Они не могли бы объяснить мне, что делали, даже если бы их жизнь зависела от этого. У них не было технологии управления. У них были хорошие инстинкты.

Светофор
Самый простой способ предупредить дуракаваляние – занять правильное место. Ученики, находящиеся рядом с учителем, ведут себя лучше всего. Ученики в дальней стороне классной комнаты – это те, о ком стоит побеспокоиться.
Успешные учителя знают эффективную форму работы с большим количеством детей, известную как «обход классной комнаты».
Представьте педагога, который прохаживается между учениками. Нарисуйте мысленно вокруг его тела три зоны близости, образующие концентрические круги. Мы используем цвета светофора, чтобы представить себе эти зоны: красный, желтый и зеленый.
Красная зона – это площадка вокруг учителя радиусом примерно два с половиной метра. Используем нашу аналогию со светофором: красный означает стоп. Ученики в красной зоне понимают: «Сейчас валять дурака было бы глупо. Попадешься». В красной зоне проблемы случаются редко.
Вне красной зоны лежит желтая. Она тянется более чем на полтора метра во всех направлениях от красной. Желтый сигнализирует: осторожно! Берегись! В желтой зоне ученики большей частью действуют так же, как и ученики в красной зоне, – пока учитель смотрит на них. Но стоит учителю отвлечься, чуть дольше помогая кому-то, особенно повернуться спиной, как раздается сигнал: путь свободен. Часть учеников вдруг «пробуждается» – та часть, которая любит валять дурака.
Снаружи желтой зоны лежит зеленая: давай! Когда ученики поднимают глаза и видят, что учитель на другом конце комнаты да еще чем-то занят, их мозг говорит: почему бы нет?
Однако ученики не отвлекаются моментально. Они должны немного побыть в зеленой зоне, прежде чем что-то начнет происходить. Нужно чуть-чуть времени, чтобы заметить, что путь свободен, приготовить план и переглянуться с сообщником. Чем дольше ученики находятся в зеленой зоне, тем больше они отвлекаются. Вообразите учеников в дальней части класса, если учитель проводит все время, стоя у доски, например. Эти ученики весь урок проводят в зеленой зоне. Боже мой!
Успешные учителя, работая с большим количеством детей, постоянно заставляют зоны меняться. Два или три шага переведут ученика из зеленой зоны в желтую или из желтой в красную. Так, передвигаясь, учитель постоянно пресекает попытки сорвать работу.
Конечно, часто ни учитель, ни ученики не осознают того, что происходит. Когда я спрашивал учителей, зачем они ходят по кабинету, они говорили:
– Я могу видеть, как они работают, – и всегда удивленно смотрели на меня, как если бы это была самая очевидная вещь на свете.
Я спрашивал учеников:
– О чем вы думаете, когда учитель прогуливается среди вас?
Они отвечали:
– Ни о чем. А что?

Отрепетированная беспомощность
Стоит учителям сосредоточиться на передвижении, как они немедленно сталкиваются с настоящим бедствием каждого класса – беспомощными учениками с вечно поднятой рукой. Поднимать руки – просто эпидемия во время работы по учебнику, той части урока, когда дети обязаны «работать самостоятельно».
Похоже, в каждом классе есть пять-шесть таких учеников, которые непрерывно требуют индивидуального внимания. Эти дети только сидят с поднятыми руками и ожидают помощи. Когда учитель наконец подходит, они говорят:
– Я не понял, что делать.
К несчастью, учитель платит слишком высокую цену за помощь этим несчастным детям. Через десять секунд класс начинает шуметь. Через двадцать остальные ученики бродят по кабинету. Ради обучения немногих учитель теряет весь класс.
Чтобы работа с классом была удачной, мы должны беспомощных учеников сделать самостоятельными.
Как мы заметили, помощь ученику во время работы с учебником занимает, как правило, от трех до шести минут. За этот период педагог обычно заново повторяет значительную часть урока.
А сколько информации может основательно усвоить ученик за одно взаимодействие? В обучении разумно делать «один шаг за раз», возможно, потому, что это все, что мы можем сохранить непосредственно в краткосрочной памяти.
Если учить ребенка только одному шагу, вместо того чтобы пытаться впихнуть в него большую часть урока, мы можем уменьшить мыслительную перегрузку, уменьшая и длительность взаимодействия до одной минуты. Правильная обратная связь, таким образом, сосредоточена на том, чтобы дать простое напоминание, которое отвечает на вопрос:
– Что мне делать дальше?
Этот способ называется «Похвали, напомни и отойди». Он позволяет учителю лучше выполнять свои обязанности по обучению всего класса. Однако хотя сокращение взаимодействия с учеником, требующим помощи, до минуты – большое продвижение, этого недостаточно. Класс начинает шуметь через десять секунд.

«Слушай, смотри, делай»
Единственный путь сократить длительность помощи – заменить слова изображениями. Хорошо оформленная классная доска (или индивидуальный «путевой лист») обеспечивает ученика рисунком к каждому шагу действия. Такой набор планов включает информацию, обычно содержащуюся в учительских напоминаниях. Теперь учитель может, помогая ученику, быстро обратить внимание на решающие характеристики операции или понятия и отойти. Это сокращает длительность помощи до пяти секунд.
Один из критических моментов в учебном процессе – это отсрочка между вложением и отдачей. Если ответ требуется немедленно, ученики прекрасно откликаются. Но если приходится ждать конца длинного объяснения, мыслительная перегрузка и забывчивость будут нормой, так что ждите поднятых рук… с вопросами.
Значит, мы объединим шаг в объяснении с действием ученика. В результате получим цикл, названный «слушай, смотри, делай». Учитель:
– объясняет, что делать;
– показывает, как это делать;
– побуждает учеников сделать это тотчас.
Урок – это серия циклов «слушай, смотри, делай» с достаточным количеством повторений, чтобы добиться легкости действия до уровня самостоятельной работы. Уроки по различным предметам представляют различные способы организации преподавания через действие. Например, работа с понятиями общественных наук совершенно отличается от работы над математической проблемой.

Зачем мне это нужно?
Ученики, которых не заботит обучение, могут также сделать тщетными усилия учителя и разочаровать его. Прежде чем немотивированный ученик начнет трудиться, учитель должен ответить ему на один простой вопрос:
– Зачем мне это нужно?
Ответ на этот вопрос обобщенно известен как стимул. Любому учителю нужно знать хоть немного о системе побуждений.
Некоторые ученики обладают внутренними мотивами к добросовестному труду. Они сами себя поздравляют и рады, когда справляются наилучшим образом. Обычно мы ссылаемся на такие качества лучших учеников как на хорошее отношение к работе или рабочую этику.
Однако многие, если не большинство учеников, еще не присвоили эти ценности. И они, может быть, никогда их не присвоят, пока у нас нет системы руководства, которая помогла бы им это сделать.
Такие ученики нуждаются в краткосрочной цели – немедленном подкреплении их усердия. Награда, которую мы используем, называется «работа по желанию» – это учебная активность, которая является желанной наградой для детей в будущем. Ученикам позволяют заниматься тем, чем они хотят (из учебных занятий), как только они закончат назначенное.
Спустя какое-то время хорошие рабочие привычки присваиваются теми учениками, кому нужна была помощь с мотивацией. Секрет управления мотивацией в том, чтобы отличить сильных учеников от более слабых и чтобы, соответственно, они могли принять участие в желанном деле. С другой стороны, от них требуется работать до самого звонка.
До того как ученику будет разрешено перейти от задания к любимому занятию, работа должна быть завершена правильно. Если вы разрешите ученику заниматься чем-то другим без предварительной проверки, вы создадите скоростной стимул: будете буквально вознаграждать ученика за то, чтобы он «пробежал» задание как можно быстрее, не обращая внимания на ошибки.
Следовательно, препятствием к тому, чтобы предложить награду за добросовестность в классе, является проверка работ. Во время самостоятельной работы по учебнику комната полна учеников, проделывающих огромное количество работ. Если учитель слишком запоздает с проверкой, усердие невозможно будет поощрить. Однако в программе руководства мотивацией стимулирование и ответственность должны всегда идти вместе. К счастью, обучение «слушай, смотри, делай» плюс программа «отнятия от груди» для беспомощных оставили учителя относительно незанятым во время практики. Таким образом, у учителя есть время на проверку работ вместо повторного обучения тех, кто что-то не понял.
Для учителей руководство мотивацией действительно экономит время и усилия. Проверка работ, которая обычно происходит дома вечером, теперь может быть проведена в классе. Учитель может использовать освободившееся время для планирования завтрашнего урока.

Правила и нормы
У всех учителей есть некоторые общие правила для классной комнаты, например, относиться друг к другу с уважением, эти правила лучше всего могут быть осмыслены в качестве утверждений, проясняющих ценности. Правила, на которых основано ежедневное поведение, – это специфические правила.
Каждая норма – это урок и должна быть преподана с тем же вниманием и точностью. Так как норм много, обучение им – дело трудоемкое. Но хотя оно займет много времени в начале учебного года, оно более чем окупится временем, сохраненным впоследствии.
Терпеливое обучение нормам необходимо для установления высокого стандарта поведения в классе. Только тогда ученики начинают понимать, что значит относиться к делу серьезно: «Мы собираемся делать это до тех пор, пока не сделаем хорошо».
Едва ученики ясно поймут, что, как только действие становится небрежным, следует тренировка по образцу, «хорошие дети» будут нажимать на «шалопаев», чтобы они вели себя как надо. С помощью этих детей работа становится эффективной.

Язык тела
Серьезное отношение к делу трудно увидеть, потому что оно передается через жесты и мимику, а язык тела неуловим. Но использованию этого языка для вашей же пользы можно выучиться, как любому другому умению.
Давайте прежде разберемся с тем, что вы думаете, а потом уже с тем, как вы двигаетесь. Язык тела – это язык мыслей, чувств и намерений.
Давайте представим, что вы сейчас помогаете ученику по имени Роберт со сложной частью работы, например с геометрическим доказательством. Он потерялся где-то в середине доказательства среди теорем, аксиом и следствий. Вы проработали с Робертом пару минут и уже недалеки от завершения. Еще тридцать секунд, и Роберт сможет продолжать сам.
В этот момент краем глаза вы замечаете двух учеников в дальнем углу класса, которые разговаривают, вместо того чтобы работать. Будьте предельно честны с собой, воображая, что вы предпримете дальше. Прервете ли вы учебное взаимодействие, в которое вложили несколько минут и которое вот-вот завершится? Или вы закончите помогать Роберту прежде, чем решите проблему?
Во время семинара учителя, все, кто был в комнате, ответили в один голос: «Закончу помогать Роберту». Конечно, вы бы предпочли завершить помощь Роберту, потому что это ваш эмоциональный и интеллектуальный вклад. Вам жалко потерять время и усилия, особенно когда дело почти закончено.
Следовательно, учителя почти всегда остаются помогать Роберту, когда подобная ситуация случается в классе. Но ситуация повторяется снова и снова.
Теперь давайте посмотрим на эту сцену с позиции учеников. Они только что увидели, как вы подняли глаза на двоих, которые отвлекаются, и снова вернулись к Роберту. Ответьте, с точки зрения учеников, на следующий вопрос: в этом классе управление дисциплиной – дело самое первое или последнее?
Они только что видели, как вы сделали выбор, и этот выбор будет вам дорого стоить. Вы могли бы также объявить классу примерно следующее:
– Ребята, я сказал вам, что у меня строгие требования. Но вы знаете, что разговоры дешево стоят. То, что вы видите, – это реальность, а не разговоры. В моем классе, когда мне приходится выбирать между преподаванием и дисциплиной, я выбираю преподавание. Конечно, мне хотелось бы, чтобы здесь не было проблем с дисциплиной, но я нахожу, что заниматься этим довольно хлопотно. Следовательно, я и не занимаюсь, пока нет крайней необходимости.
В классе всегда вашими решениями должен руководить принцип: дисциплина прежде всего. Это не предмет выбора. Это не совет. Это вопрос жизни или смерти.
Дисциплина всегда предшествует преподаванию. Это не для обсуждения, поэтому никогда не раздумывайте над этим в пылу работы. Вместо этого осторожно наклонитесь вперед и скажите без колебания:
– Извини, Роберт.
Только так вы сможете управлять классом, не уставая до смерти. Самые распространенные реакции хороших учителей такие:
– У меня остается энергия к концу дня. У меня есть жизнь после школы.
– Я обнаружила, что огромное количество времени ученики привыкли терять впустую, и смогла его заполнить. Это обогатило нашу деятельность. Мы выучили игры, которые нравятся детям.
– Почему я не знала этого двадцать лет назад?
Правильное педагогическое управление подарит вам самое приятное, что есть в вашей профессии, – возможность учить учеников, которые хотят учиться.

Камуфляж
Однажды, занимаясь с учителями, я провел «демонстрацию». Я сказал:
– Я собираюсь провести на ваших глазах урок с большой группой детей. Это довольно скучная демонстрация, потому что работа с большой группой никогда не бывает драматичной.
– Смотрите внимательно, потому что в конце я задам вам вопросы.
Пока я работал, я быстро взаимодействовал с рядом учеников, как, вероятно, любой учитель во время самостоятельной работы по учебнику. Затем я спросил учителей:
– Поднимите руку, если вы знаете, кто из учеников получил сегодня замечание.
Ни одной руки даже у тех, кто сидел совсем рядом с ребятами.
– Позвольте сказать, почему вы не знаете, кому сделано замечание. Потому что я не хотел, чтобы вы знали. Это не ваше дело. – А затем обратился к ребятам:
– Пожалуйста, кто получил помощь по математике, поднимите руки (поднялись две руки). Чьи работы я проверил, пожалуйста, поднимите руки (еще две руки). У кого замечания, пожалуйста, поднимите руки.
Легкий смех пробежал по аудитории, когда учителя, следящие за детьми «с замечаниями», подтвердили, что не осознали этого.
– Одна из вещей, которым нас учит эта демонстрация: когда вы работаете с большой группой, ученики не должны отличать помощь от проверки работ или наведения порядка. Все это выглядит одинаково. Когда вы работаете с большой группой, вы говорите с учениками шепотом, чтобы не отвлекать остальных от задания. Это конфиденциальный разговор.
Ваша работа по наведению порядка должна остаться незаметной. Тогда у вас больше возможностей сохранить маленькие проблемы маленькими.

Перевод О. КОРСУНОВОЙ
по книге «Инструменты преподавания.
Дисциплина. Обучение. Мотивация».
Гонконг, 2000 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru