Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВОСЬМАЯ НОТА

Герард КИМЕКЛИС

Дальше уже тупик?

Грустные итоги конкурса имени Чайковского

СКРИПАЧ ЧЭНЬ СИ (КИТАЙ)Впервые за всю историю конкурса имени П.И.Чайковского (в этом году был XII) предварительный отбор участников проводился по видео- и аудиокассетам. Повысили вдвое размеры премий. На первом и втором турах судьи пианистам и струнникам баллов не выставляли, а обсуждали по схеме «Да», «Нет», «Может быть». Членов жюри, ученики которых были в числе конкурсантов, от голосования на третьем туре отстранили. Даже провели брифинги для журналистов и «неудачников», выпавших из соревнования. Нередко среди них были достойнейшие.
Увы, и на XII Международном многое шло по накатанному сценарию. Правда, некоторые приоритеты слегка изменились. На предыдущих конкурсах, включая XI, жюри руководствовалось соображениями протекционизма и академически образцового, стандартно-силового исполнительства, обеспечивавшего участнику турнира проходной балл на вершину конкурсного Олимпа. Не порвав с этими ориентирами, все же стали чуть больше доверять музыкантам со склонностью к живому творчеству.
Тем не менее на конкурсе пианистов уже на первом туре сошли с дистанции лиричный, одухотворенный исполнитель из Германии Станислав Унланд-Боянов и самобытный, дерзновенный итальянец Адриано Кастальдини, по-новому воплотивший заигранный этюд Шопена и «Колыбельную» Чайковского, но, видимо, оскорбивший ортодоксальный слух членов жюри нетрадиционной трактовкой сонаты Моцарта. Если общий уровень пианистического конкурса, по мнению профессора консерватории Веры Васильевны Горностаевой, был высоким, то складывался он все же не из творцов и поэтов фортепиано, а из основательно, виртуозно играющих исполнителей, индивидуальность которых растворялась в однообразной интерпретации произведений. Стали бедствием форсированные звучности и темпы, в которых тонул смысл музыки.
Россияне между тем, высвобождаясь из пут привычного, начинали понемногу размышлять. Нетривиальная акция жюри под председательством Владимира Крайнева, допустившая к третьему туру своеобразных Алексея Набиулина (Россия), Дмитрия Тетерина (Россия), Дмитрия Онищенко (Украина), славы, однако, ни судьям, ни участникам не принесла. Эти финалисты – впрочем, как и все остальные, за исключением японки Аяко Уэхары, – играли на заключительном этапе соревнования весьма посредственно. Быть может, поэтам и вольнодумцам вообще не место на конкурсах? И как расценить поступок жюри, захлопнувшего дверь на финал перед россиянами Андреем Шибко и Алексеем Володиным или искусником из Кореи Ким Воном? Не удивляет, что член жюри профессор Элисо Вирсаладзе отказалась поставить свою подпись под окончательным вердиктом пианистического конкурса.
У скрипачей, где председательствовал Владимир Спиваков, и виолончелистов, где главой судейской комиссии был Александр Рудин, общая картина выглядела ровнее, и большинство исполнителей отличались не только высокой технической подготовкой, но и художественным инстинктом. На сравнительно благополучном и несколько однообразном фоне музыкантов этих групп неожиданно воссияла звезда скрипача Чэнь Си, гостя из Китая, пострадавшего во время недавних уличных беспорядков в Москве, но нашедшего в себе мужество одарить обезумевшую Первопрестольную искусством невероятного шарма и зрелости, несмотря на свои семнадцать лет.
О рокировке приоритетов в судействе говорит и сенсационный выход в финал виолончельного состязания иностранцев, среди которых оказался лишь один россиянин – Дмитрий Прокофьев. За бортом осталось девять (!) исполнителей из России, почти каждый из которых мог составить конкуренцию любому из прошедших на третий тур. Именно такого мнения придерживается член жюри виолончелистов Наталья Гутман.
Парадоксальной была и панорама конкурса по разделу «Сольное пение» (председатель жюри Евгений Нестеренко). По ходу соревнования многие замечательные певцы отсеивались, а иные слабые попадали в лидеры. Покорившая всех яркая Анжелина Швачка, меццо-сопрано (Украина), «облагодетельствована» дипломом, зато первое место жюри присудило далеко не безупречной вокально и сценически Айталине Афанасьевой (Адамовой), меццо-сопрано (Россия). По разряду мужских голосов ввиду явного превосходства над многими первая премия была вручена басу Михаилу Казакову (Россия). Комментируя конкурс, профессор Важа Чачава не без грусти заметил: «Безусловно, есть талантливые люди. И все же при отменном качестве русской вокальной школы удивляет очень низкий уровень исполнения романсов Чайковского». За лучшее воплощение которых, кстати, был отмечен турецкий бас Тункай Кертоглу, накануне третьего тура снятый тем не менее с дистанции.
Итак, конкурс позади. Что в «сухом остатке»? Обнародованы новые молодые таланты. Публика «напиталась» классикой, противостоящей всему пошлому, бездарному и дешевому, что нас окружает в музыке. Престиж турнира, дал дополнительные трещины. Русская исполнительская школа, передав все лучшее Западу и Востоку, сдает свои позиции. В современном исполнительстве катастрофически нарастают фетишизация технически-моторных доблестей и вакуум мысли.
Что дальше? Тупик? Надеемся, нет. Возрождение на новой основе, когда свежие, продуктивные идеи изменят форму их выражения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru