КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
На глобусе микрорайона места
хватает не всем
XXIV Московский международный
кинофестиваль еще раз подтвердил, что
кинематограф живет и развивается, что у него
бывают более или менее урожайные годы. Но нет
пустых. Телевидение не особенно докучает своим
зрителям информацией о фестивале, как, впрочем, и
о самом кино в остальное время года. Средства
массовой информации выстилают между зрителем и
кинематографом широкую нейтральную полосу из
сплетен и мнений. Мировой кинопроцесс остается
закрытым от широкого зрителя. Все, что немодно,
исключается из круга обсуждения. Такой, знаете ли,
глобус нашего микрорайона.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ВОСКРЕСЕНИЕ”
А фестиваль тем временем живет своей
деловой жизнью: смотрит кино. Хотя XXIV МКФ
демонстрирует вкусы своих отборщиков –
маргинальные темы и эстетику неряшливости,
популярной в последнее десятилетие прошлого
века, в программы фестиваля попали многие
замечательные фильмы. Они были даже в основном
конкурсе фестиваля. Золотого Святого Георгия
получила картина братьев Тавиани “Воскресение”.
Это их третья экранизация произведений Льва
Толстого, которого Витторио Тавиани в беседе с
журналистами назвал “нашим третьим, старшим
братом”.
Словно извиняясь за отсутствие российской
картины в конкурсе XXIII ММКФ, в нынешний
поставлены целые три. Дебют Романа Прыгунова,
«Кукушка» известного питерского режиссера
Александра Рогожкина и «Одиночество крови»,
«Чеховские мотивы» (Россия при участии Украины)
Киры Муратовой.
Антон Павлович Чехов и его мотивы столь же далеки
от малохудожественно артикулированной всеобщей
нелюбви в этом фильме, как и его невинный портрет,
косо висящий на заднем плане плоской и глухой
выгородки одной из декораций фильма. Даже обычно
преданная безрадостному таланту Муратовой
фестивальная публика тихо покидала зал.
Чего никак не скажешь о «Кукушке». С энтузиазмом
воспринятая самыми разными группами зрителей,
картина была сразу записана в фавориты. И в
результате собрала наибольшее количество призов:
“За лучшую режиссуру”, за лучшее исполнение
мужской роли, ФИПРЕССИ, Федерации киноклубов и
“Зрительских симпатий”. Рогожкин продолжает
рассказывать свои смешные северные сказки с
примесью черного, детского и солдатского юмора.
На этот раз три персонажа, каждый из которых
герой своей сказки – финский удалой молодец,
русский Иванушка-дурачок и ловкая вдова
оленевода – оказались перед лицом войны,
ненависти и смерти и сумели преодолеть их.
Несмотря, а может быть, и благодаря тому, что
каждый говорил только на своем языке и совсем не
понимал того, что говорят двое остальных.
Неожиданно и непрямо перекликается с этой почти
комедией трагический фильм Романа Поланского
«Пианист», принесший ему в этом году каннскую
«Пальмовую ветвь» и показанный вне конкурса.
Этот сухой и горячий рассказ о том, какая
потайная армия понадобилась, чтобы спасти
варшавского пианиста Владека Шпильмана, держит
зрителя в постоянном напряжении. Вечное,
неустанное сотрудничество людей с Богом в борьбе
со злом, в противостоянии смерти, ради человека,
чья хрупкая и вовсе не совершенная оболочка,
словно некий сосуд, хранит душу Польши – музыку
Шопена.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “КУКУШКА”
И у критиков, и у любителей кино остается
популярной программа Петра Шепотинника «81/2». В
этом году она предложила несколько картин о
великих кинорежиссерах, что вполне справедливо,
ибо свое название программа одолжила у
бессмертного фильма Федерико Феллини о
кинорежиссере. Рефреном фильма «Феллини
рассказывает» является фраза, с которой режиссер
обращается к корреспонденту РАИ, – «Я очень тебя
люблю, но позволь мне вернуться к моей работе».
Съемки, монтаж, работа над фильмом являются
главной, в том числе и частной, жизнью Феллини.
Простой секрет, подтвержденный двумя другими
документальными фильмами о гигантах
итальянского кино – Микеланджело Антониони и
Лукино Висконти.
Чарли Чаплину и Луису Бунюэлю, которые появились
в игровых картинах, повезло меньше. Громкие имена
Питера Богдановича и Карлоса Сауры (первый
известен трепетным отношением к истории кино, а
второй – преклонением перед великим испанцем) на
этот раз обманули зрителя. Чарли Чаплин –
участник довольно жалкой драмы, разыгравшейся на
яхте У.Р.Херста в 1924 году в фильме Богдановича
«Кошачье мяуканье/Смерть в Голливуде»), так же
малоинтересен, как и бутафорские фантазии,
приписываемые сразу трем испанским гениям –
Луису Бунюэлю, Габриэлю Гарсиа Лорке и
Сальвадору Дали – в картине «Бунюэль и стол царя
Соломона».
Немного разочаровал и Педро Альмодовар.
«Поговори с ней», как и все другие фильмы
испанского режиссера, – о таинственной силе
любви. Но сюжеты: одинокий медбрат влюблен в
танцовщицу в коме, и не менее одинокий
составитель путеводителей знакомится с ними,
оказавшись в больнице рядом со своей
возлюбленной, женщиной-матадором, – соединены не
очень внятно и исчерпывают свои ресурсы раньше,
чем заканчивается фильм. Альмодовар недаром
столько раз признавался в своей любви к женщинам.
Ему без женщин никак нельзя. А здесь их всего две,
и обе в коме.
Настоящее кинематографическое потрясение
вызвал Жак Перрен, известный французский актер и
режиссер, своим фильмом «Кочующий народ» (Кочевники/Птицы).
Сверхэкзотика этой картины – параллельный мир,
где аборигенами, народами Земли, являются птицы
– вечные странники, преодолевающие в полете ее
пространства и стихии, – не только не приедается,
а очень скоро втягивает зрителя в свой ритм,
наполняет тугим воздухом легкие. Непрерывно
работающие крылья словно генерируют движение и
свободу.
В первые минуты фильма еще пытаешься понять, как
это снято. Потому что плавность движения камеры
исключает самолет и вертолет, а живой пленэр –
компьютерные эффекты. Потом остается только
участие в полете.
Кажется, что каждый Московский кинофестиваль
омрачает смерть выдающегося кинематографиста.
Анатолий Гребнев был очень важной ветвью
российского кино. Он искал и находил вечное в
мимотекущей реке будней. Он стоял вровень, глаза
в глаза со своими современниками, с товарищами по
судьбе и стране.
Недаром он прочнее, чем с другими режиссерами,
был связан с Юлием Райзманом. Их негромкое кино,
проникновенное, внимательное к человеку, как
взгляд домашнего врача, было по-настоящему
востребовано зрителем.
Гребнев был лириком в полном смысле этого слова:
его интересовал внутренний мир человека, а не
внешние события. Дружелюбный и мягкий в общении,
но непоколебимый и отважный в принципиальных
вопросах, Анатолий Гребнев был верен искусству
кино. Он держал свою часть общего свода много лет.
И новый фильм Валерия Рубинчика по сценарию
Гребнева называется “Кино про кино”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|