Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИЮЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ

В Починок за песнями

Слова и голоса, превращающие время в легенду

Лето. Самое время отправляться с ребятами в образовательное путешествие. Да такое, чтобы собранным материалом можно было пользоваться на самых разных уроках целый год.
Где взять интересную идею? Да нигде не надо брать, стоит присмотреться внимательнее, прислушаться к окружающей жизни, людям и увидеть, что идеи-то лежат на поверхности.
Надо пример? Пожалуйста!
У меня есть традиция – на День Победы приглашать в гости маминых подруг, бабушек военного поколения. Люблю слушать их рассказы, воспоминания, петь вместе с ними песни их молодости.
И вот как-то раз на такой встрече оказалась моя ученица, которая живет в Подмосковье, сама уже давно учительствует. Послушав наши песни, она спросила:
– А вы эти песни записываете?
– Да нет, я их и так знаю.
– А дети? Это же богатейший материал, ведь уйдет вместе с бабушками.
Я только вздохнула.
Но уж так устроена учительская головушка – если зернышко в нее упало, то непременно должно прорасти и дать всходы.
Спрашиваю у ребят:
– В фольклорную экспедицию хотите?
Кто же не хочет? Хлебом не корми, дай возможность выбраться из-за парт. Им же кажется, что они гулять идут, а на самом деле – учатся.
Потом в отчете об экспедиции одна девочка напишет: “Я часто слышала, как поет песни моя бабушка. Песни грустные, протяжные. Их хотелось слушать снова и снова, записать, сохранить. Я подумала о том, что эти песни передавались по памяти долгие годы. Но поколение это уходит из жизни, и если сегодня не записать, то песни исчезнут навсегда. А записанные, они не погибнут и, может быть, еще вызовут интерес”.
Вот это “может быть” мы и поставили во главу угла. Пошли с ребятами по близлежащим деревням, слушали, записывали, фотографировали.
Песни столь просты по содержанию и мелодии, что вскоре мы и сами начали их распевать.
У детей, да и у меня возникало все чаще и чаще ощущение, что песни эти сочинили очевидцы или участники тех событий, о которых поется.
Когда песен набралось около трех десятков, я стала думать над тем, как сохранить вспыхнувший у ребят интерес. Сначала предложила наши песни как-то классифицировать, разложить по темам. Стали перечитывать, вдумываться в содержание, в конце концов выделили четыре темы – это песни военные, песни лирические, песни с религиозным содержанием и песни трагические – “про злодеев”.
Поколение бабушек, с которыми мы работали, пережило Великую Отечественную войну – страшное потрясение для всего народа. Не случайно их память хранит так много военных песен.
Прошу ребят сделать мини-альбомы по самым полюбившимся песням, чтобы был текст песни, фотография исполнительницы и “что-то” о песне. И вот что у моих ребят получилось.
“Почти у каждой девушки на фронте был любимый. Как Ярославна к своему князю, обращается к любимому героиня песни, исполненной Новиковой А.Н., – «радость моя», «милый, родной и хороший»”.
“В песне, исполненной Киселевой В.И., рассказывается о судьбе вернувшегося домой инвалида, который боится показаться на глаза родной матери, боится, что от него откажется любимая девушка Лёля. Если в начале песни он – “веселый мальчишка”, “гроза девчат”, то возвратившийся с войны инвалид – это совсем другой человек – “смущенный”, “незнакомый, чужой”, у него “пустой, странно болтающийся рукав” – все это создает образ потерянного человека, который не знает, что его ждет завтра. В песне нет обращения к стране, к власти, но автор ясно дает понять, что государство не защитит этих людей, а только “старая мать втихомолку будет слезы горючие лить”.
Военными песнями мы занимались всю вторую четверть. Были ли полезными эти занятия, чем защищаться перед проверяющими, если что (а “что” может у нас возникнуть в любой момент)? К народной культуре приобщались? Приобщались. Гуманистическое мировоззрение формировали? Обязательно. Письменный развернутый отзыв писали? Писали. Понятие о композиции закрепили? Не один раз. А главное – это интерес, интерес личный, не подстегиваемый ни оценкой, ни учителем.
Третью четверть мы работали с песнями, которые особенно понравились девочкам. Их отзывы об этих песнях и получились, на мой взгляд, самыми интересными.
“Героини записанных мной песен – простые русские женщины, девушки-крестьянки. Это угадывается по речи. Песня, напетая Сухаревой В.М., представляет собой горький монолог девушки, которая навсегда прощается с возлюбленным. Она называет его “коварное страданье”, прощается с его волосами, “глазками голубыми”, его “нежным голосом”. В песне нарисована типично русская форма прощания – “она на грудь ему упала”.
В песне много эпитетов, передающих ее душевное состояние: слезы горькие, грудь разволнованная, волосы русые. Сердце девушки – образ вещей птицы, оно предвещает девушке, что она никогда уже больше не увидит своего милого”.
К сожалению, мы отыскали только одну бабушку, которая знает и поет “божественные” песни. Мне захотелось, чтобы ребята поближе познакомились с этим удивительным человеком. Дала задание – узнать о ней как можно больше, а потом провели “мозговую атаку”.
– Что вы узнали о Е.И.Григорьевой?
– Она выучила эти песни, когда училась в техникуме и жила на квартире. Ее хозяйку навещала монашка Ксения, и вместе они пели.
– Бабушка Дуся умеет прийти на помощь в самый трудный день – смерть близкого человека. Она обмывает покойников и собирает их в последний путь.
– Песня “Райская птичка” чем-то похожа на рассказы из Библии.
– А песня “Молитва” – это призыв к терпению, к преодолению посланных Господом испытаний.
– У бабушки Дуси трагически погиб сын.
– А сейчас она воспитывает детей дочери.
– Она очень много трудится физически, хотя уже очень старая.

Я не решилась поручить детям писать отзывы об этих песнях-молитвах. Решила, что состоявшегося разговора вполне достаточно.
Мне хотелось хотя бы чуть-чуть успеть поговорить о песнях “про злодеев”. Их оказалось много “в репертуаре” наших бабушек. В роли злодеев выступает то отец, который губит своих детей ради злой мачехи, то друзья, которые убивают парня из соседней деревни только за то, что он полюбил их девушку.
Я долго не решалась работать с этими песнями, но потом подумала – они же есть, как говорится, из песни слова не выкинешь, да к тому же в сказках русских народных тоже всякое случается.
“Ребята разберутся”, – решила я и стала ждать. Отчеты читала с удовольствием.
“В песне, исполненной Верещагиной А.И., называется деревня Рождествено, куда герой пошел гулять, а потом упоминается город в двух километрах от деревни, это, очевидно, наше Пошехонье”.
«Все песни напоминают предания, дают установку на достоверность, так как указывают место действия – Мурман, Петровск, Саратов. Песня исполняется от лица очевидцев, знавших событие и его главного героя. В каждой из этих песен знакомый, так называемый “бродячий сюжет”».

Заканчивая работу над песнями, которая продолжалась целый год, мне было приятно, что дети осознали ее суть: песня была и общей, и личной одновременно. Пели о себе, а пользовались готовыми словами и мелодией. Бабушки, которые пели свои песни, в основном были крестьянками, они привыкли сообща трудиться, а за работой петь. Особенно всех сплотила Великая Отечественная война, люди вместе оплакивали похоронки, вместе радовались возвращению земляков.
Работа закончена. Сложился альбом-книга с воспоминаниями, текстами песен, фотографиями песельниц.
По итогам всей экспедиции Аня Юдина написала творческую работу, выступила с ней на областных краеведческих чтениях.
А мне это дало прекрасную возможность целый год удерживать около себя ребят, не прилагая для этого никаких особых усилий. Мне было интересно, значит, и им.
Лето. Пора бы появиться новой идее, ребята ждут.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово,
Пошехонский район,
Ярославская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru