Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНИЕ ИТОГИ
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ ВАШИ ПИСЬМА

В педагогическом институте учат,
а в классе – учатся

Еще раз о пользе педагогической практики

В рубрике “Институт учительского мнения” Ольга Леонтьева начала очень интересный разговор о драгоценном опыте повседневности учителя. Я тоже принял участие в нем.
У работников редакции вызвало сомнение мое предложение о прикреплении студентов пединститутов на время обучения к школьным классам. Еще раз подтверждаю свою точку зрения.
В нашей гимназии постоянно проходят педагогическую практику студенты Пединститута Сочинского университета туризма и курортного дела.
Вспоминается один случай. Четверо молодых людей должны были провести внеклассное мероприятие. В беседе они предложили организовать для гимназистов пятых-шестых классов встречу “Вопросы – ответы”. Интересуюсь, как планируют ее. Практиканты рассказывают: “Пригласим детей в актовый зал. Они будут задавать вопросы, а мы будем отвечать”. Спрашиваю: “А вы подготовились?” В ответ: “А что готовиться? Мы что, не ответим на вопросы пятиклашек?”
Рекомендую заранее собрать у ребят письменные вопросы, в библиотеке гимназии основательно подготовить ответы, а затем и проводить встречу. Практиканты так и поступили. В ходе встречи из зала буквально посыпались дополнительные вопросы, на некоторые из них студенты не смогли ответить. Проработавшие в школе много лет знают, что даже в пятом классе бывают такие ребята, которые специально отыщут вопрос, на который порою трудно ответить учителю без подготовки.
После мероприятия беседуем с практикантами. Все четверо в один голос заявили: “А мы и не думали, что ученики 5–6 классов могут задать такие трудные вопросы”.
Так студенты получили очень хороший урок. Если мы направили в класс первокурсника, за пять лет он в подобной ситуации побывает много раз. За эти годы он увидит десятки уроков, внеклассных мероприятий, побывает на педсоветах, заседаниях кафедры, примет активное участие во многих школьных делах. И такая многолетняя практика общения с учителями, детьми поможет ему хорошо изучить нашу профессию и постепенно выработает у него критическое отношение к своей учительской работе. Здесь срабатывает “принцип соленого огурца”: если в рассол бросить огурец, он станет соленым независимо от желания. В творчески работающем коллективе молодой человек и сам станет хорошим учителем.
За многие годы работы в школе, в отделе народного образования я пытался сравнить выпускников университетов и пединститутов как учителей.
Практика показала, что выпускники пединститутов первые 3–5 лет работают лучше выпускников университетов, а затем начинают от них отставать. У них было больше практики, часов педагогики, методики. За 3–5 лет выпускники университета овладевают методикой, а высокая научная подготовка делает их очень хорошими учителями. Это наблюдение – лишнее подтверждение моей мысли, что с первого курса студента пединститута надо закреплять за классом в школе.
А что касается администрации школы, то она всегда должна быть организатором жизни образовательного учреждения, работать с педагогами, особенно молодыми, учить их, в том числе и критически относиться к своей работе.
Пединститут не может научить всему будущего педагога. Слабым местом в работе пединститутов, на мой взгляд, является методическая подготовка будущих учителей. Как правило, на предметных кафедрах работает более сильный профессорско-преподавательский состав, чем на методических. Выпускник школы, избирая факультет пединститута, прежде всего ориентируется на глубокое изучение любимого учебного предмета: истории, литературы, математики и т.д., а уже в институте подходит к методике. И без должной школьной практики часто считает методику второстепенным учебным предметом.
А педагогическая практика – это очень часто участие студента в спектакле, где он заучил и исполняет роль учителя.
А если студент с первого курса будет в школе, его очень многому научит коллектив учителей, администрация и, подчеркиваю, сами ученики. Думающий молодой учитель через несколько лет станет хорошим педагогом.
Школам города Сочи повезло в том отношении, что преподаватели пединститута во главе с директором, профессором, доктором педагогических наук Ю.С.Тюниковым, не отгораживаются от школ, а идут в педагогические коллективы, чтобы совместно вести исследовательскую, инновационную работу. К примеру, в нашей гимназии работает профессор, доктор филологических наук А.А.Ворожбитова, разрабатывающая вместе с учителями проблему формирования кросскультурной компетенции гимназистов в процессе анализа литературных произведений. Доцент М.Г.Оноприенко с учителями и гимназистами исследует проблемы экологии города-курорта Сочи. Такая же картина и в других школах, гимназиях, лицеях города.
Не случайно многие школы стали федеральными, краевыми, городскими экспериментальными площадками. Да и наш город является таковым.

Н.А.КОСТИНИКОВ,
заслуженный учитель,
директор МОУ г. Сочи,
гимназия № 8
Вот и завязался разговор – пока один на один, но, возможно, к нему присоединятся и другие читатели газеты. В ответ на это письмо хочется напомнить, что сомнения вызвало не предложение прикреплять студентов к работающим педагогам, а предположение, что таким образом можно активизировать у будущих учителей рефлексивно-аналитическую деятельность. Не противоречит ли автор письма сам себе, отмечая, что, с одной стороны, необходимо увеличить количество занятий по педагогике в педагогических вузах и на практике, с другой – заметив, что выпускники университетов без всякого подобного опыта всего за несколько лет работы становятся более сильными преподавателями.
Это, по мнению Н.А.Костиникова, является следствием того, что у бывших университетских студентов есть хорошая научная подготовка.
Что же такое – хорошая научная подготовка? Знание законов в определенной сфере? Умение ими пользоваться? Пожалуй, кроме этого есть еще одна важная характеристика: возможность (и умение!) открывать новое. Не каждому будущему учителю удалось в годы студенчества пережить острое чувство поиска, сомнений, радость открытия. Может быть, именно этот опыт и есть то недостающее звено в образовании педагогов?! Опыт самостоятельного, завершенного научного исследования.
Выдвижение самостоятельной, иногда абсурдной, по мнению окружающих, идеи; многократные попытки ее обоснования более опытным коллегам; участие в совместной работе “младшим” (наименее опытным, которым все вокруг помогают) дает человеку возможность на всю жизнь понять: не бывает правильных и неправильных знаний, есть лишь разные мнения, которые люди должны уметь друг другу обосновывать; не всегда слова отражают мысль, которую человек хочет высказать, – часто ему нужна для этого помощь окружающих; не существует абсолютных истин; умение понять новую идею, даже если она чужая, и отличает самых образованных людей от остальных.
Мы много говорим о школе сотрудничества, сотворчества. Пишем, что каждый ребенок имеет право на собственное мнение и должен уметь его обосновывать и доказывать. Но если педагог привык считать, что знает “истину”, которой его научили преподаватели вуза и умные книги, – сможет ли он уважительно отнестись к наивным детским идеям? Вряд ли! Этому он должен научиться! Причем не на лекциях, зачетах и экзаменах, а на личном опыте, который и дает самостоятельное научное исследование.
В последнее время все больше педагогических коллективов приходят к выводу, что каждый ученик должен иметь подобный опыт. Открываются школьные академии наук, проводятся творческие конкурсы. И это вполне естественно: без подобных навыков детям будет трудно строить свою жизнь в стремительно развивающемся мире.
Вот и получается, что школа сотрудничества, действительно ориентированная на развитие индивидуальности ребенка, может строиться лишь теми взрослыми, которые имеют опыт собственной научной деятельности. Другой вопрос: она должна быть в сфере преподаваемого предмета или в области педагогики? Что главное для будущего учителя: умение искать новое в биологии, химии, математике или в образовании?

Ваше мнение000

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru