Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТАЙМ-АУТ ДЛЯ МАМЫ

Наталья ГАМАЮНОВА

Утро наизнанку

Что важно маме? Ребенка вовремя умыть, накормить, прогулять и так далее. А ребенку важно познать мир. И вовсе не через эти скучные ежедневные дела. Можно ли сделать так, чтобы их интересы не противоречили друг другу?

– Саш, пойдем гулять.
– Да мне некогда!
– Дочь, пора обедать, суп на столе.
– Я потом приду, а сейчас – нет сил.
– Котенок, спать пора.
...Дикий вопль, сродни индейскому кличу, заглушает слова.
Мелкие бытовые проблемы, не правда ли? Но вот однажды дочкино упрямство поставило под угрозу ее и мое здоровье. Дело было зимой, мы возвращались с прогулки, и Сашке вдруг взбрело в голову доехать до дома на автобусе. Одна остановка, которую пешком можно пройти за пять минут. Я попыталась объяснить, что автобуса мы можем прождать очень долго, а на улице мороз и ветер, простудимся. Но Сашка и не думала двигаться дальше. Двадцать минут я потратила на уговоры. Автобус так и не появился. Сашка разревелась, но с места по-прежнему не двигалась. Оценив ситуацию, я, уже сама чуть не плача, взвалила ее на плечо (уверяю, ревущий и дергающийся трехлетний ребенок в зимней одежде весит значительно больше положенных 17 килограммов) и отнесла домой. И уже серьезно задумалась: а правильно ли было мое изначальное решение – не быть авторитарной, не давить, не навязывать своих вкусов, мнений и решений, свести к минимуму использование слов «нельзя» и «нет»?
Из роддома нянечки провожали нас с Сашкой с нескрываемым удовольствием: «Забирайте скорее вашу сирену, может быть, она дома станет поспокойнее» (прошло четыре года – не стала). Раньше, заворачивая Сашку в пеленки и наблюдая, как она, кряхтя, выкручивается из них, я радовалась. Проявление свободолюбия, нестандартности в ней мне нравилось. Едва научившись ходить, она стала упорно сдергивать покрывало с кресла. Что ж, это ее право – вклад в облик нашего дома. Едва научившись говорить, принялась переиначивать сказки, одна даже кончилась тем, что курочка Ряба умерла. Мы не поправляли ее, радуясь, что в ребенке так сильно творческое начало. Красками она сначала просто мазала – не как положено, а как хотелось. Из мозаики складывались причудливые закаляки, а не типичные цветочки. Благодаря этому мы избежали многих проблем уровня развития ребенка, которые существуют сейчас, как я знаю по разговорам, во многих семьях. Но наткнулись на другую, не менее важную проблему, не разрешенную окончательно до сих пор. Неужели порядок и творчество уж настолько несовместимы?
Ведь кроме души, согласитесь, существует еще и тело, которое хочешь не хочешь нужно умывать, кормить, прогуливать. Волосики должны быть причесаны, зубки почищены, ноготки подстрижены. Аккуратно и вовремя, что к состоянию души имеет самое непосредственное отношение. Однако именно эти будничные дела с младенчества вызывают у Сашки самые большие возражения. Почему поломать башню можно, а опрокинуть тарелку с супом нельзя? Почему лохматого писателя нарисовать можно, а самой нужно каждое утро причесываться?
Как научить Сашку делать все необходимые дела без применения насилия? Ведь все сказки, игры, картины будут бессмысленны, если в быту ребенок все время будет чувствовать несвободу, зависимость, а потому – унижение?
«Сашенька, волосики все разбегутся, если мы их сейчас не причешем. А зубки повывалятся, как у соседского деда, если их не чистить и без конца лопать конфеты. Саш, а когда берешь игрушки с пола в рот и не моешь руки после гулянья, то злые микробики начинают в животе кусаться. Доченька, у людей не принято в два часа ночи кататься по комнате верхом на горшке.
Это был первый этап борьбы за упорядочивание быта. И закончился через полгода. Время шло, а волосики оставались на месте, и злые микробики кусаться не торопились. Это породило в Сашке здоровый скепсис: «Мама, у волосиков ног-то нету!» И дальше с подозрительным прищуром: «Мам, а микробики-то, они какого цвета?»
Второй этап начался с очередной моей догадки – заставить Сашку сделать то, что она не хочет, без ущерба для сторон можно только ссылкой на авторитет. Авторитет сыскался быстро, точнее, Сашка сама его выбрала. Всем известный дядя Степа принялся следить за порядком в нашей жизни. Оказалось, он ходит по улицам и проверяет, как детишки обедают. Однажды даже заходил к нашему знакомому Сережке, отобрал у него красный автомобиль и отдал только после того, как Сережка пообедал. На улице смотрит, чтобы малыши не просились к маме на руки, а ходили сами, тренировали ножки. Выяснилось, что дядя Степа тоже был маленький и совершал много ошибок. Объелся сушками, и у него заболел живот, не умылся перед сном – и не смог заснуть, потому что весь чесался, не дождался гостей на свой день рождения – и слопал один весь праздничный торт.
С помощью дяди Степы Сашка училась сама себя контролировать, не испытывая унижения от того, что взрослые заставляют ее что-то делать. Для меня же дядя Степа – незаменимая возможность понять, что Сашке действительно важно, а что она не делает из упрямства. Ведь если и после дядистепиного примера не ест суп – значит, и вправду разгрузочный день, а не капризы.
Но время шло, и постепенно авторитет утратил свою силу. Все вернулось на круги своя. История с автобусом пришлась как раз на это время. В быту Сашка оставалась столь же необузданной, сколь и в творчестве. И тут наступил третий этап борьбы с мелочными ежедневными конфликтами, которые время от времени перерастали в истерики.
Что важно маме? Ребенка вовремя умыть, накормить, прогулять, научить держать ложку, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и так далее. А что важно ребенку? Познать мир. И вовсе не через эти скучные ежедневные дела. Значительно интереснее пить чай из термоса в зоопарке, а не дома. Завтрак, обед и ужин – мамины выдумки, ведь можно просто запить печенье водой и опять бежать по делам. Гораздо приятнее носиться по кухне с полотенцем, пытаясь пришлепнуть муху, нежели собираться на улицу!
Я долго пыталась соединить наши интересы, понимая, что только тогда закончатся капризы и истерики по пустякам. И вот как нам с Сашкой удалось выбраться из тупика. Как-то весной выдался приятный солнечный день, и вместо обычной прогулки во дворе мы поехали на Красную площадь смотреть на часы, которые в Новый год «стучат» по телевизору. На обратном пути вместо шарика купили цветок и весь вечер вспоминали, как дяденьки-рабочие на Красной площади разбирали мостовую и вытаскивали из-под ног огромные кирпичи. День прошел отлично. Со временем я поняла, что с Сашкой нужно все время куда-то ездить, насыщать день новыми впечатлениями и деталями, новыми историями и сказками. Только тогда бытовые проблемы отходят на второй план. Обед перестает преследовать ненавистную для ребенка цель насыщения. Сашка просто не заметила, как съела суп, обсуждая со мной, почему на Красной площади еще не включили фонтаны. Она очень устала, но легко преодолела путь от метро до дома, потому что думала о другом. С тех пор раза два-три в неделю мы обязательно выезжаем «в свет».
Конечно, так интенсивно общаться с ребенком маме, которая стирает, гладит, готовит еду, бегает по магазинам, убирает квартиру и очень хочет на работу, сложно. Но иного выхода я пока не вижу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru