Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

М.Бланшо
Пространство литературы

– М.: Логос, 2002. – (СериЯ «Ecce homo»)

М.Бланшо Пространство литературы

Новые издания современных французских мыслителей нынче не редкость, но тут одновременно вышли две книги известных авторов, посвященные не собственно философским проблемам, но литературе. В московском «Логосе» появилась знаменитая (и доныне целиком на русский не переводившаяся) книга-эссе Мориса Бланшо «Пространство литературы», впервые изданная «Галлимаром» в 1955-м. Автор – современник Сартра и Камю, романист и «философический критик». Публиковался он сравнительно нечасто, но почти каждая его работа производила потрясение в европейских умах. В отличие от многих философов своего поколения марксизмом Бланшо не увлекался, даже, напротив, был какое-то время неравнодушен к консервативным идеям – разумеется, в их эстетской упаковке. Впрочем, в «Пространстве литературы» общественные взгляды автора никак не отразились, здесь вообще не отразилось никаких взглядов, кроме литературно-философских.
Письмо Бланшо нематериально, абстрактно, лишено экспрессии и чувственности. Его эссе почти полностью состоят из смысловых затемнений, однако возвышенный стиль сам по себе завораживает. Бланшо размышляет о любимых своих писателях – Малларме, Кафке, Рильке, Гёльдерлине, – но это не интерпретации творчества в традиционном филологическом ключе. Ни поэтики, ни текстологии, ни какого-нибудь подсчета женских/мужских рифм здесь нет и в помине. Литературное произведение под пером Бланшо лишается какого бы то ни было объективного статуса, анализируемый текст «осуществляется» в самом внутреннем акте чтения. Философа интересует метафизика писательства, чтения и искусства в целом: почему писатель не перестает писать? какова роль читателя в генезисе произведения? почему творение иногда «отторгает» своего создателя? и наконец, «куда привело нас искусство»? Тема взаимоотношений писателя и смерти тоже актуальна для автора книги: «Художник завершает свое творение лишь в то мгновение, когда умирает, никогда так и не познавши его». И далее еще афористичнее: «Писатель отгораживается от мира, чтобы писать, а пишет, чтобы умереть спокойно».
Писательство в трактовке Бланшо сродни монашескому обету, это опыт абсолютного погружения в мир чистых идей, нематериальных помыслов. Отношения литературы и мирской жизни подчас не менее загадочны, чем писательские тексты. В «Пространстве литературы» нет отдельного эссе об Артюре Рембо, но судьба этого поэта лейтмотивом всплывает в разных местах книги. Часто говорят: писатель укрывается в литературе от трудностей мира, рассуждает Бланшо. Но порой, продолжает он, художник с тревогой начинает чувствовать отсутствие себя в себе, незащищенность перед грозными силами реальности. «Именно в такой момент Рембо и отправляется в пустыню, убегая от ответственности поэтических решений. Он хоронит свое воображение и славу… Его упрекают в бегстве, в отступничестве, но легко упрекать тем, кто не шел на риск».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru