ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
ТОЧКА БОЛИ
Инвалидов нет. Есть
общество-инвалид
Здесь лестницы слишком высоки, а двери
слишком узки, чтобы в них могли пройти все
“Дети с особыми потребностями”, “дети
с особыми нуждами” – какие деликатные,
политкорректные словосочетания. Мы слышим и
используем их все чаще и порой забываем уточнить,
какой смысл в них вкладываем. Дети с особыми
нуждами – кто они? Особые нужды – они какие?
Свой четкий, убедительный и конструктивный ответ
на оба вопроса предлагают специалисты программы
“Тасис”, в рамках которой уже второй год
действует проект “Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и
социальной защиты”. Проект создан именно ради
защиты прав и интересов детей с особыми
потребностями и нацелен на две группы – детей,
оставшихся без попечения родителей, и детей с
отклонениями в физическом и психическом
развитии, то есть на детей-сирот и
детей-инвалидов. Так что ребенок с особыми
потребностями – это ребенок, который в силу не
зависящих от него обстоятельств, будь то
сиротство или болезнь, находится в предельно
уязвимом состоянии и нуждается в активной,
заботливой, продуманной поддержке и защите со
стороны общества и государства, чтобы его
благополучие и сама жизнь были вообще возможны.
Что такое “Тасис” и в чем суть проекта? “Тасис”
– это программа технического содействия
Европейского союза двенадцати странам бывшего
СССР и Монголии (Прибалтийские республики в ней
не участвуют), программа партнерства. Нацелена
она на выполнение задач, записанных в соглашении
о сотрудничестве между Россией и Европейским
союзом, а девизом программы выбраны слова “Мы
вместе”.
Ни для кого не секрет, что детей с особыми нуждами
в последние годы стало значительно больше, но
граждане только и могут сказать, что этих детей
много и что им плохо. Недостаток целостной
конкретной, грамотной информации – общая беда.
Родители не ведают о наличии специальных служб, о
спектре услуг, которые им предоставляются, не
знают о своих правах на получение этих услуг.
Общественность же почти не осведомлена о
проблемах, с которыми повсеместно и постоянно
сталкиваются дети с особыми потребностями, и в
результате не рассматривает эту группу детей как
неотъемлемую часть общества.
Каждый из нас считает себя человеком добрым,
милосердным, знает, что сироток и маленьких
инвалидов надо жалеть. И даже с готовностью их
жалеет... виртуально, с экранов телевизора
например. Реальность больше похожа на старый
советский анекдот: “Каждый в отдельности был
против, а все вместе проголосовали за горячее
одобрение”. Только немного наоборот: каждый в
отдельности готов пожалеть, все вместе, как
показывают социологические опросы, сомневаются,
стоит ли тратить силы, время и деньги на
инвалидов, когда “у нас здоровые по улицам
толпами болтаются и пропадают”. Правда, если
речь заходит о тех, кто “на улицах болтается”,
перевешивают те же сомнения – надо ли тратиться
на “этих хулиганов”, коль они все равно
“пропащие, их уже не исправишь”.
Государство проблему детей с особыми
потребностями решает просто: помещает их в
специальные дома, хотя жизнь давно и
неопровержимо доказала, что такие учреждения не
дают детям ни полноценного воспитания, ни
образования и даже подготовить их к
самостоятельной взрослости не способны.
Поэтому одна из первоочередных задач проекта –
помочь Правительству Российской Федерации
выработать новую политику в отношении таких
детей, создать условия для реинтеграции сирот и
инвалидов в общество.
А мы-то с вами, те, из кого и состоит это общество,
готовы ли к тому, чтобы с открытым сердцем
принять на равных, включить в свои ряды
инвалидов, сотрудничать с ними? Не готовы.
Большинство родителей категорически против
того, чтобы в одном классе с их здоровыми,
благополучными, “нормальными” детьми учились
дети-инвалиды. Многие не приветствуют совместное
обучение и дружбу своего ребенка с ребенком в
инвалидной коляске. Боятся, откровенно брезгуют
детьми с психическими отклонениями и уродствами.
Попробовать изменить этот негуманный
общественный настрой – еще одна задача проекта.
Разрабатываются специальные факультативные
программы для школ по проблемам инвалидов, чтобы
помочь здоровым ребятам преодолеть застарелые
стереотипы в восприятии сверстников-инвалидов.
Третья важная задача проекта – создание
конкретных моделей, механизмов сотрудничества
государственных и общественных учреждений для
решения проблем детей с особыми нуждами.
Некоторые модели уже апробированы в ряде
регионов страны. В Москве – модель
сотрудничества между детским домом,
благотворительными фондами и городской
администрацией, в Петербурге – между
государственным комитетом, университетом и
институтом коррекционной педагогики, а в Орле –
между управлениями здравоохранения, образования
и социальной помощи.
Когда проект завершится, этот опыт с
документальным обеспечением можно будет
применить повсеместно. Постепенно обучить
общество толерантности – искусству жить рядом и
вместе с самыми разными людьми.
В Европе распространено парадоксальное на
первый взгляд высказывание: “Нет инвалидов, есть
общество-инвалид, где лестницы слишком высоки, а
двери слишком узки, чтобы в них могли пройти
все”. Не пора ли нам серьезно задуматься об этом?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|