Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
ТОЧКА БОЛИ

Александр КАСИЦИН

Инвалидов нет. Есть общество-инвалид

Здесь лестницы слишком высоки, а двери
слишком узки, чтобы в них могли пройти все

“Дети с особыми потребностями”, “дети с особыми нуждами” – какие деликатные, политкорректные словосочетания. Мы слышим и используем их все чаще и порой забываем уточнить, какой смысл в них вкладываем. Дети с особыми нуждами – кто они? Особые нужды – они какие?
Свой четкий, убедительный и конструктивный ответ на оба вопроса предлагают специалисты программы “Тасис”, в рамках которой уже второй год действует проект “Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной защиты”. Проект создан именно ради защиты прав и интересов детей с особыми потребностями и нацелен на две группы – детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, то есть на детей-сирот и детей-инвалидов. Так что ребенок с особыми потребностями – это ребенок, который в силу не зависящих от него обстоятельств, будь то сиротство или болезнь, находится в предельно уязвимом состоянии и нуждается в активной, заботливой, продуманной поддержке и защите со стороны общества и государства, чтобы его благополучие и сама жизнь были вообще возможны.
Что такое “Тасис” и в чем суть проекта? “Тасис” – это программа технического содействия Европейского союза двенадцати странам бывшего СССР и Монголии (Прибалтийские республики в ней не участвуют), программа партнерства. Нацелена она на выполнение задач, записанных в соглашении о сотрудничестве между Россией и Европейским союзом, а девизом программы выбраны слова “Мы вместе”.
Ни для кого не секрет, что детей с особыми нуждами в последние годы стало значительно больше, но граждане только и могут сказать, что этих детей много и что им плохо. Недостаток целостной конкретной, грамотной информации – общая беда. Родители не ведают о наличии специальных служб, о спектре услуг, которые им предоставляются, не знают о своих правах на получение этих услуг. Общественность же почти не осведомлена о проблемах, с которыми повсеместно и постоянно сталкиваются дети с особыми потребностями, и в результате не рассматривает эту группу детей как неотъемлемую часть общества.
Каждый из нас считает себя человеком добрым, милосердным, знает, что сироток и маленьких инвалидов надо жалеть. И даже с готовностью их жалеет... виртуально, с экранов телевизора например. Реальность больше похожа на старый советский анекдот: “Каждый в отдельности был против, а все вместе проголосовали за горячее одобрение”. Только немного наоборот: каждый в отдельности готов пожалеть, все вместе, как показывают социологические опросы, сомневаются, стоит ли тратить силы, время и деньги на инвалидов, когда “у нас здоровые по улицам толпами болтаются и пропадают”. Правда, если речь заходит о тех, кто “на улицах болтается”, перевешивают те же сомнения – надо ли тратиться на “этих хулиганов”, коль они все равно “пропащие, их уже не исправишь”.
Государство проблему детей с особыми потребностями решает просто: помещает их в специальные дома, хотя жизнь давно и неопровержимо доказала, что такие учреждения не дают детям ни полноценного воспитания, ни образования и даже подготовить их к самостоятельной взрослости не способны.
Поэтому одна из первоочередных задач проекта – помочь Правительству Российской Федерации выработать новую политику в отношении таких детей, создать условия для реинтеграции сирот и инвалидов в общество.
А мы-то с вами, те, из кого и состоит это общество, готовы ли к тому, чтобы с открытым сердцем принять на равных, включить в свои ряды инвалидов, сотрудничать с ними? Не готовы.
Большинство родителей категорически против того, чтобы в одном классе с их здоровыми, благополучными, “нормальными” детьми учились дети-инвалиды. Многие не приветствуют совместное обучение и дружбу своего ребенка с ребенком в инвалидной коляске. Боятся, откровенно брезгуют детьми с психическими отклонениями и уродствами.
Попробовать изменить этот негуманный общественный настрой – еще одна задача проекта. Разрабатываются специальные факультативные программы для школ по проблемам инвалидов, чтобы помочь здоровым ребятам преодолеть застарелые стереотипы в восприятии сверстников-инвалидов.
Третья важная задача проекта – создание конкретных моделей, механизмов сотрудничества государственных и общественных учреждений для решения проблем детей с особыми нуждами.
Некоторые модели уже апробированы в ряде регионов страны. В Москве – модель сотрудничества между детским домом, благотворительными фондами и городской администрацией, в Петербурге – между государственным комитетом, университетом и институтом коррекционной педагогики, а в Орле – между управлениями здравоохранения, образования и социальной помощи.
Когда проект завершится, этот опыт с документальным обеспечением можно будет применить повсеместно. Постепенно обучить общество толерантности – искусству жить рядом и вместе с самыми разными людьми.
В Европе распространено парадоксальное на первый взгляд высказывание: “Нет инвалидов, есть общество-инвалид, где лестницы слишком высоки, а двери слишком узки, чтобы в них могли пройти все”. Не пора ли нам серьезно задуматься об этом?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru