Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СТАРШАЯ ШКОЛА

Опыт из внешнего мира

Социальная практика: что это такое?

Традиционное понимание успеха в жизни во времена моей юности сводилось к простой схеме: школа – институт (то есть высшее образование) – работа (желательно с постепенным повышением должности и оклада) – пенсия. Были и другие варианты, включающие армию и профтехобразование, но от них явно попахивало “вторым сортом”. Деторождение, кстати, учитывалось в этих схемах очень слабо, вплеталось почти незаметно.
Я абсолютно искренне пошла по стопам родителей и поступила в геолого-разведочный институт.
Чем руководствовалась? Нравились родители и их друзья, будущая жизнь казалась сплошным романтическим путешествием, да и моя склонность к точным наукам была весьма кстати.
Впервые поработав в настоящей геологической партии без папы и мамы, я поняла две вещи: во-первых, мне не хочется быть женщиной-геологиней и, во-вторых, работа эта мне не по сердцу, вроде бы и интересно, и нетрудно, но не мое, и все тут!
Проучившись в институте еще год, я решила на свой страх и риск его оставить. Вот тут-то и началось! Работа в газовой котельной, уборщицей, лаборантом, домработницей, няней, официанткой, секретарем-референтом... Богема, андеграунд, лентяйка, тусовщица? Кто я?
Как мама своего сына я и пришла в Школу самоопределения. Привлекла концепция школы: развитие индивидуальности каждого через создание педагогической ситуации самостоятельного поиска и свободного выбора с целью помочь человеку воспитать в себе свободную личность.
Здесь, в школе, я узнала о ежегодных образовательных и предпрофессиональных стажировках в старших классах и о проекте “Город как школа”, который разрабатывают и претворяют в жизнь во многих странах мира. Идеи этих проектов очень близки мне хотя бы потому, что, пересматривая свой собственный социальный опыт, я понимаю, насколько иначе могла бы сложиться моя жизнь, доведись мне еще в школе попробовать себя в разных сферах деятельности.
В течение последнего учебного года в параллелях с 7 по 10 класс существовало несколько разных форм практики, направленной на изучение социума и поиск своего места в нем, в 10 и 11 классах для этого отводилось по неделе учебного времени; я же расскажу о старшеклассниках, которые работали в течение всего года в свободное время.
В начале учебного года на сборе трудовых мастерских перед ребятами была поставлена задача найти себе место работы в городе или в школе и выполнить какой-либо конкретный социальный заказ. В течение учебного года у всех была возможность прийти ко мне на консультацию, обсудить проблемы, обсудить план действий, поделиться впечатлениями о процессе работы, вместе проанализировать полученный опыт, а потом представить отчет о своей деятельности в течение этого года. В отчете предполагалось наметить цели и задачи практики, описать процесс поиска рабочего места, а затем вести дневник трудовых будней (что сделал, узнал, чему научился, какие проблемы возникали в работе и в общении, как они решались и т.д.).
Вот некоторые выдержки из отчетов ребят и комментарии к ним.
“Социальная практика – это полезная вещь, это возможность установить связи с внешним миром; я поняла, как это делать, и теперь мне не так сложно”.
“Сначала мне нелегко было входить в контакт с людьми, но с каждым разом становилось все легче и легче, мы начинали понимать друг друга”.
“В процессе поиска места я стал обретать опыт в общении, учился более четко формулировать проблему, и взрослые стали лучше понимать, чего я от них хочу”.
Работали в Гринпис, в Госкомитете по охране окружающей среды, в разнообразных компьютерных фирмах, в Управлении внутренними делами армии, на заводе Гипрокаучук, на бензоколонке, на фабрике по изготовлению рабочей одежды, в ювелирной мастерской, ухаживали за лошадьми, перед Новым годом ходили по домам Дедами Морозами, выполняя заказы родителей или поздравляя детей из малообеспеченных семей и вручая им подарки от школы... Не всегда удавалось с первого раза найти то что хочется – искали дальше.
Уверена, что школа должна предоставлять возможность на практике ознакомиться с различными профессиями и стимулировать поиск рабочих мест и объектов работы самими ребятами. Залог успеха в социуме – уметь проявлять свою индивидуальность наиболее продуктивным образом, постоянно развиваясь, спокойно, непосредственно и творчески относиться к работе, чувствовать себя нужным и полезным, ответственно относиться к своей деятельности, не бояться изменений и стимулировать их (они и есть развитие!), уметь переучиваться.
Думаю, что и трудовым коллективам небесполезно участие в их жизни совсем еще молодых ребят и девушек, с которыми можно делиться знаниями и опытом, развивать в них желаемые качества и навыки – ведь таким образом проектируется будущее.

Ирина ГАЙЛЕ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru