Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

И каждый вечер – зачет по этикету

Разницу между свободой и распущенностью понимает не каждый взрослый. А уж как часто дети путают эти понятия! Об этом сегодня говорят участники форума.

Лена. На моего сына и его приятеля жалуются учителя – дескать, плохо ведут себя на уроках, дерзят, могут сидеть развалившись и комментировать слова учителя. Причем учителя при этом еще и защищают их – говорят, мальчики неплохие, способные, добрые. Но вот некоторая распущенность…
И еще один нюанс – оба мальчика ходили в детский сад, работающий по системе Монтессори. И директор школы считает, что в этом корень их проблем.
Ирина, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение...
Ирина Хоменко. Расскажу один случай, о котором мне не так давно напомнил мой сын. Несколько лет назад повели их в театр. Всем классом. Дети вели себя безобразно. Учительница сильно нервничала. Потом в известность, как всегда, поставили родителей.
Оставив в стороне критику методических аспектов деятельности учителя (выбор спектакля, подготовка восприятия детей и т.д.), я занялась коррекцией установки своего ребенка в отношении поведения в театрах.
Я дала ему книгу “Этикет” и сказала: “Прочитай, пожалуйста, вот эти две главы, будешь мне по ним зачет сдавать. Раз не умеешь себя вести в таком возрасте – учись как надо”.
Это было сказано таким тоном, что возражений не последовало.
Сын добросовестно сдал мне все темы, я его еще погоняла немножко по дополнительным вопросам, и ситуация разрулилась.
Естественно, можно придумать еще кучу “корректирующих” методов. Но конечно же одними зачетами дело не поправишь. В вашем случае я бы связала напрямую поведение сына и его приятеля с их отношением к комфорту других людей.
К сожалению, я не отношусь к сторонникам линии воспитания “любви только к себе”, а потому считаю, что ребенок должен обращать внимание на чужие неудобства. А причинять неудобства другим – НЕ-ПРИ-ЛИЧ-НО.
На мой взгляд, есть раскрепощенность (когда ребенок не боится творить, рассуждать, общаться с учителем), а есть распущенность (игнорирование чужих интересов).
Вот эту разницу и нужно бы объяснить детям. Иногда они просто этой разницы не видят и одно принимают за другое. Вот и помогите.:))
Да, и последнее. Я всегда обращала внимание своего сына, что большинство учителей – прежде всего женщины. И сидеть, развалившись перед ними, – ну... сами понимаете.
Лена. Ирина, спасибо большое за ответ! Думаю, на сына эти аргументы подействуют... И еще – как вы считаете, прав ли директор нашей школы, что тут “Мария Монтессори приложила руку”?
Ирина Хоменко. Связь здесь, на мой взгляд, действительно есть. Ваш ребенок на заре своего ученического становления усвоил определенную модель общения «учитель – ученик».
Эта модель ставит ученика в привилегированное положение, позволяет ему самостоятельно выбирать форму занятий, темп и т.д. То есть учитель здесь – помощник, а не руководитель.
Однако позже эта модель не продолжилась органичным образом в обычной школе, а у ребенка вовремя не была скорректирована его программа. И он, как в той пословице, “со своим уставом...”. Получился конфликт.
Мне кажется, нужно ему это все объяснить, вернув его на время к началу обучения. Чтобы он понимал разницу укладов школьной среды – той и этой. И соответственно – разницу восприятия учителями его шуток. Ведь они интерпретируют его поведение не как свободное, а как невоспитанное.
Предложите ему игру: найди 10 отличий свободы и невоспитанности.
Лена. Ирина, спасибо вам большое. Не стала пересказывать ваш ответ сыну своими словами – просто отдала распечатку. Пришлось долго объяснять, что игра “найди 10 отличий” не только для 5-летнего возраста. Разговор плавно перешел на ролевые игры и то, зачем они нужны. Вы уже однажды советовали рассказывать детям о том, что с ними происходит в том ключе, что “все через это прошли”. По крайней мере моему сыну это помогает: он начинает анализировать ситуацию не с точки зрения “я один такой несчастный”, а с точки зрения “я один из многих несчастных, а значит, кто-то что-то уже придумал”.
Ирина Хоменко. Самая замечательная фраза у вас – “он начинает анализировать...”. Вот! Это и требовалось. Повторю: дети часто поступают тем или иным образом не потому, что вредные, а потому, что не фиксируют свое внимание на том, на чем фиксируют его взрослые.

По материалам форума «Мир детей»: http://iinsd.net/forum/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru