Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

Ольга ХУХЛАЕВА,
психолог школы “Премьер”

Загадка про меня

Как научить ребенка чувству психологического равновесия

Детская народная мудрость с сожалением признает, что взрослые гораздо дольше и эмоциональнее ругают за одну “двойку”, чем хвалили бы за три “пятерки”. Когда мы сводим воспитание преимущественно к осуждению и распеканию, то привлекаем внимание ребенка к его недостаткам, и он привыкает думать о себе как о непослушном, неаккуратном, невнимательном... А чтобы не быть в собственных глазах хуже всех, начинает выискивать эти не... не... не... в приятелях и одноклассниках. Что может сделать взрослый для того, чтобы дети видели и реально оценивали в себе и других хорошие и плохие качества, рассказывает психолог.

Для психологического здоровья любого человека, а особенно ребенка, важно прежде всего умение принимать себя и другого целиком, со всеми достоинствами и недостатками.
Но, к сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на недостатки и неудачи детей.
А занятия в начальных классах нашей школы нацелены на то, чтобы ребенок осознавал свои лучшие качества.
Вот типичное упражнение: я загадываю какое-то качество, которое мне нравится в ребенке. Посмотрю на него, а он должен догадаться, какое качество я задумала. Если ребенок не догадывается, прошу класс помочь нам. И ребята будут говорить:
– Наверное, вы загадали честность...
А я отвечу:
– Да, он честный, но я не честность загадала...
Мне важно, чтобы в нашем разговоре прозвучало много положительных качеств этого человека.
Второе необходимое для психологической устойчивости качество – умение осознавать свои чувства, причины и последствия своего поведения. Иначе говоря, способность к саморефлексии.
Тренировка этой способности происходит у нас постоянно. Мне особенно симпатично упражнение “Цыганка”.
Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает детям погадать. Ребята по очереди обращаются к цыганке со словами: цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я.
Это очень важно: расскажи, какой я. Через такие рассказы ребята сами начинают задумываться: какой я есть?
Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них светлыми качествами людей. Вытаскивает любую карточку и предъявляет ребенку со словами: правильно ли я нагадал? Ребенок может сомневаться, отказываться от качества.
И тут перед ведущим стоит двоякая задача: с одной стороны, поддержать размышления ребенка о том, какой он на самом деле, а с другой – убедить его, что это качество у него присутствует.
В первый раз игру веду я, а потом выступают сами дети. И уже они должны доказать, что в однокласснике есть именно это хорошее качество.
Когда ребята сыграют несколько раз, выясняется, что хорошие черты есть в каждом человеке.
Еще одно упражнение на развитие рефлексии – “Чужие рассказы”. Ученику даются рассказы других детей о себе и предлагается определить: кто из авторов себя хорошо знает, а кто нет?
Откуда взялись эти рассказы? Из реальных высказываний детей: “У меня не очень хороший характер: когда что-то бывает не так, я надуваюсь как мышь на крупу”, “Я не знаю, какая я по характеру, но когда меня обзывают, я тоже могу обозвать”, “Я не могу быть хорошим, потому не умею дружить”. Ребята обсуждают чужие рассказы и делают вывод, что знает себя хорошо тот человек, который осознает и достоинства, и недостатки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru