Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Дмитрий ИВАНОВ,
кандидат психологических наук

Возможность, выбор, индивидуальность...

Личностные ориентиры в педагогической практике

С каждым годом в школу приходит все больше новых концепций, программ, методик. Но можно ли перестроить работу учителя одними лишь приказами и распоряжениями? Трудно дается переход от традиционной практики к инновационной.
Он возможен, только если учитель не формально проводит уроки по другой схеме, а принимает ценности свободы и развития, сам живет в соответствии с ними. Построиться и перешагнуть всем вместе в новую педагогику невозможно. Превращение каждого учителя происходит в свое время и своим путем. Поэтому и разговор сегодняшний о взглядах на ребенка, на вечные педагогические проблемы автор ведет от первого лица: это моя личная позиция, я так считаю... А вы?
Речь пойдет о педагогическом сознании и педагогической практике, о ценностях, идеях, принципах и понятиях как необходимой основе такого сознания.

Я считаю, что педагогика существует не во всех учебных учреждениях или сообществах людей, которые своим основным делом считают работу с детьми. Напротив, во многих из них педагогика отсутствует либо представлена крайне фрагментарно.
На мой взгляд, большинство учебных заведений использует идеологию, в которой главной и непреходящей ценностью является знание, а ценность человека определяется тем, насколько он этими знаниями обогащен. Причем, как мне кажется, подобная идеология базируется на следующих позициях:
– то, чему придается такая высокая ценность, считается реальным знанием (я считаю, что это не более чем сведения или информация);
– считается, что знание передается в том виде, в котором оно закреплено в учебниках или даже в научных работах (я считаю, что знание не передается, а может быть лишь выработано человеком самостоятельно, но при поддержке и помощи учителя; в чем эта помощь должна состоять, и есть, по-моему, главный вопрос педагогики);
– считается, что знание, которое ребенок должен освоить, развивает его ум, личность. Одни говорят, что развивает сам факт владения знаниями. Другие – что развивает сам процесс получения или овладения знаниями.
(Я считаю, что традиционный процесс усвоения знаний создает лишь условия для проявления и развития у детей определенных способностей, причем в очень узком диапазоне; те способности, которые не нашли своей пищи и ситуаций, не развиваются или развиваются несистематически в каких-то естественных ситуациях, вне поля внимания учителя.)
Альтернативой описанной позиции я бы назвал позицию педагога, когда главная ценность – сам ребенок, человек растущий, взрослеющий, развивающийся, а не знание, информация, сведения.

Вопросы, заданные самому себе

Педагог – буквально ведущий ребенка (греч.). Исходя из этимологии слова, по-видимому, следует спросить себя: если я педагог, куда, зачем, кого я хочу вести и кто я сам при этом?
Эти вопросы можно задать и по-другому: что я делаю, зачем или во имя чего? что для меня ценно, значимо в общении, взаимодействии, в работе с ребенком? как мне реализовать то, что для меня ценно? что я в итоге считаю для себя результатом и что ребенок считает для себя результатом нашего общения? каким образом я могу понять, что достиг результата?
Таким образом, тот, кто выбирает себе позицию именно педагога, вынужден ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Есть еще один вопрос, который может озадачить многих учителей-предметников: “чему учить?” или “чему учат?”. Действительно, чему учат, когда “проходят” программы, усваивают знания, решают задачи и примеры? Ответы бывают самые разные – от “учу физике или математике” до “учу быть воспитанным” или даже нравственным человеком.
Но если я хочу научить человека печь пироги и знаю, что сам умею это делать, а он хочет этому научиться, то и результат будет адекватным – мой ученик научится печь, возможно, несколько иначе, чем я, но, очевидно, что это произойдет не без моей помощи. Однако если учитель физики, который еще к тому же никогда не занимался физикой как наукой, говорит, что он “учит физике”, то остается неясным, что же он имеет в виду.

Нет педагогики без идеи

Теперь я попытаюсь сформулировать идеи, на которых, как мне кажется, могут быть построены педагогика и педагогическая практика. Возможно, кто-то захочет воспользоваться этими идеями, сделав их основной ценностью своего профессионального сознания.
Известно, что существуют разные педагогики, базирующиеся на разных идеях, но их объединяет одно – любая из подобных идей касается какого-то понимания сущности человека, человеческого его бытия. И я излагаю лишь одну из возможных идей. Еще раз хочу подчеркнуть, что это действительно мой символ веры, идея, которая составляет одно из оснований моего мировоззрения, реальный инструмент понимания и себя, и других людей, основание моего осмысления возможностей педагогической практики.
Я убежден, что основное предназначение человека – максимально реализовать свое человеческое, индивидуальное начало, стать самим собой или стать тем, что он есть. Индивидуальность каждого человека предзадана ему от мира, уникальна и неповторима. Она проявляется и для него самого, и для окружающих в процессе жизни и деятельности и может быть осознана им как свое “я”. Педагог же в логике этой идеи – тот, кто помогает, поддерживает человека в реализации своей индивидуальности, в нахождении человеком тех средств, с помощью которых его индивидуальность получит максимальное развитие.
Я не одинок в подобном понимании природы человека. Известный немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт считал: “Человек вообще и каждый отдельный человек в частности исполняет свое конечное, всеобщее и индивидуальное предназначение, лишь совершенно выявляя то, что он есть”.
Исходя из этой идеи, нельзя сказать, что кто-то или что-то формирует индивидуальность человека. Можно говорить лишь о развитии индивидуальности как об очень сложном естественно-искусственном процессе. Нельзя говорить и о том, что мы, педагоги, кого-то развиваем. Мы можем лишь помогать развиваться тому, что уже без нас существует и без нас будет развиваться.
И развитие зависит от условий индивидуальной и социальной жизни человека. Одна индивидуальность в какой-то ситуации сразу и мощно заявляет о себе, другая может долго не проявляться – нет подходящих условий.
Я считаю, что индивидуальность, существуя как чистая потенция, постоянно проявляет себя в разных областях человеческого существования: в характере, в склонностях, предпочтениях выбора, в поведении и поступках. Самое главное – она проявляется в способностях: в желании и в возможности делать нечто определенными способами. Именно индивидуальность человека определяет тот вид способностей, которые должны при определенных условиях получить максимальное развитие.
Я хочу отметить, что нет чисто внешних или чисто внутренних условий. Условие – это всегда сложный сплав желания действовать и усилий действовать именно так, а не иначе, приспосабливаясь к ситуации.
То есть индивидуальность определяет, какие способности будут в наибольшей мере использоваться человеком в его жизни и деятельности.
Отсюда можно сделать вывод уже в педагогическом плане. Человеку необходимо помочь включиться в такой процесс, в котором бы его сущность обрела свою деятельностную форму.
Почему деятельностную? Развитие способностей происходит в адекватной деятельности: сам человек узнает, что у него лучше всего получается, именно в деятельности, которую он считает для себя интересной, значимой, желаемой.
Значит, человеку нужно помочь найти ту деятельность, которая может оказаться средой для развития его способностей. Я уверен, что, к сожалению, далеко не всем людям удается за их жизнь обрести именно их деятельностную среду, в которой они смогли бы максимально проявить себя и для себя, и для других.

Можно ли развить способности, которых нет?

Сейчас много говорят о развитии способностей, и учителя на семинарах спрашивают: могут ли развиться те способности, которых у человека, у ребенка нет или они пока скрыты?
Решать, есть или нет, – это проблема внешнего наблюдателя, в том числе и самого человека относительно себя. Ребенок по отношению к самому себе не всегда еще способен занимать исследовательскую позицию. Увидеть же проявление каких-то способностей может лишь тот, кто понимает, что это такое, на основе рефлексии своей деятельности, своего “я” или занимаясь специальным исследованием.
Другой вопрос: может ли человек выработать в себе такие способности, которые противоречат его сущности или не составляют его сущность? Одним словом, может ли любой человек все? Думаю, нет. Каждый человек предназначен для своего. Человек может освоить и что-то еще, кроме того, что является его предназначением, но, думаю, это будет у него получаться хуже в сравнении с тем, кто рожден со способностями в этой области.
Мы не всегда знаем, в чем можем быть талантами, мастерами. По-видимому, можно говорить о каком-то диапазоне, в котором каждый из нас может проявить себя. У кого-то он шире, у кого-то уже. Освоит ли свой диапазон человек в полном объеме или лишь частично, зависит в первую очередь от него самого, от его воли, желания, усилий, а не столько от ситуаций, в которые он попадает. Таким образом, помочь человеку определить свой диапазон, осознать его и есть основная задача педагогики.
Чтобы осуществить это, необходимо:
а) позволить человеку осуществить осмысленную для него деятельность, то есть ученик должен задуматься, что бы хотел делать, зачем, с какой целью, что ему для этого нужно, какие, он предполагает, могут быть результаты;
б) помочь ученику организовать эту деятельность и самостоятельно ее реализовать;
в) уметь создавать вместе с детьми деятельностное разнообразие, в котором каждый мог бы попробовать себя и быть успешным;
г) уметь видеть, как каждый ребенок проявляет себя в той или иной деятельностной ситуации;
д) уметь поддерживать активность, создавать ситуации, в которых способности учеников могли бы получить дальнейшее развитие.

Задача со многими неизвестными

Можно сформулировать несколько наиболее общих правил или необходимых условий для того, чтобы помочь ребенку организовать свою собственную деятельность. Это можно сделать на любом предметном материале, которым вы как учитель-предметник хорошо владеете, или любом другом, которым вы даже не владеете.
Организовать деятельность – не значит подвести ребенка к заведомо известным вам положениям, знаниям, результатам. Это значит позволить ребенку реализовать свое понимание, сформировать свое знание, найти свой смысл, который никогда не будет точно совпадать с вашим пониманием. Дать ему возможность продвигаться в своем понимании – вот в чем задача педагога.
Каким образом этого можно достичь?
Для начала создать ситуацию выбора деятельности: что я буду делать, для чего, каким образом, какие средства мне для этого необходимы, какие результаты я предполагаю. Выбор сразу создает ситуацию, в которой необходимо проектировать свою деятельность.
Учителя, использующие в педагогической практике проектную деятельность, могут возразить мне, что выбор бывает и формальным, ситуативным. Например, это выбрал мой друг и я тоже, даже не зная, нужно мне это или нет. Однако если даже на формальном выборе требуется построить реальную деятельность, то появляется уже больше возможностей понять, насколько мне это нужно. Если же я не пытаюсь что-то осуществить, то и сказать, мое это или нет, невозможно.
Необходимо создать ситуацию максимально самостоятельного осуществления ребенком спроектированной им деятельности. Ученик должен сам выбрать, индивидуально или вместе с кем-то он будет работать. У него должны быть все возможности в случае затруднений обратиться к педагогу, к товарищам, к любым необходимым ему источникам, энциклопедиям, словарям. Педагог помогает движению ребенка в выбранном им направлении, но не подменяет его движение своим.
Необходима и ситуация представления полученных результатов и их осознания. Говоря “осознание результатов”, я имею в виду возможность использовать результаты своей работы, да и сам процесс работы для получения каких-то знаний о себе. Показать ребенку возможность занимать внешнюю, исследовательскую позицию по отношению к своей работе и ее результатам и на их основе также и по отношению к себе.
Никакая деятельность не существует без диалога с оппонентами, с единомышленниками, с самим собой. Поэтому учителю необходимо постоянно организовывать пространство для попытки понимания, когда в общении рождаются смыслы и оформляются понятия.

Я хочу пояснить, что имею в виду, когда говорю, что задача педагогики помочь – человеку реализовать себя или стать тем, что он есть.
Первое – это понять, что человеку больше всего хочется делать, что хорошо получается.
Второе – создание образа своего “я”. Я не говорю, что это надо делать в первом или пятом классе. Педагог должен держать это в своем сознании и по возможности находить ситуации, в которых то одному ученику, то другому можно показать возможность быть исследователем по отношению к самому себе. На основе своих собственных проявлений у всех этот процесс создания образа своего “я” проходит по-разному и с разной длительностью. У кого-то и в пятьдесят лет может полностью отсутствовать реальность понимания себя. Отсюда и многие конфликты, в которые попадают подобные люди.
Третье – научиться жить в мире с собой, максимально использовать свои способности, находить для них ту деятельную питательную среду, в которой они могут развиваться.
Я думаю, если кого-то из вас привлекут подобные идеи, вы почувствуете, как мир неуловимо изменится: понимание, что вам делать как профессионалам-педагогам, придет само или вы поймете, где этот опыт можно получить.
По-видимому, строить свою профессиональную педагогическую практику на основе тех или иных идей можно, только если собственную жизнь строишь на этой же основе. Воспитать свободного человека может лишь тот, кто сам свободен.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru