Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Есть два подхода к оценке качества образования.
Первый исходит из предпосылки, что это абсолютно объективная характеристика образовательного процесса, которую можно измерить с точностью до балла или процента. Весь вопрос – в создании достаточно адекватных тонких оценочных методик.
Эта точка зрения преобладает среди тех, кто управляет образованием.
С позиции другого подхода качество образования невозможно оценить на основании одних только эталонных, независимых от человека критериев. Даже знания, умения и навыки, которые мы привычно относим к измеряемым величинам, поддаются измерению лишь в грубом приближении. Если, конечно, считать знанием не просто заученные определения, а глубокое проникновение в суть. Еще в меньшей степени поддаются измерению коммуникативные и творческие способности. А уж об измерении атмосферы школы, воспитанности, духовности и речи никто не ведет. Получается, чем важнее характеристика образовательного процесса, тем менее она измеряема. Это означает парадоксальную вещь: стремление оценивать образование с точностью до «единицы» качества оборачивается его потерей. Потому что это ориентирует школу работать на измеряемые достижения, упуская более важное, что измерению не поддается.
Какой же выход? Возможно, он в признании равнозначности объективной и субъективной оценки.
Такой подход во многом меняет направленность работы проверяющих служб. Чиновник из контролера, которого волнует только документация, превращается в заинтересованного эксперта. Разумеется, в этом случае в отчетных документах должна быть графа, где бы высказывалось субъективное мнение оценивающего. Нет никаких оснований, чтобы относиться к нему с меньшим уважением и доверием, чем к так называемым объективным параметрам. А чтобы как-то содействовать развитию качества, в этих же итоговых документах желательно отвести место для ответа на вопрос: в какой помощи нуждается школа и каким образом можно ее оказать?

Ориентиры внутренние и внешние

Именно они необходимы школе, чтобы можно было говорить о качестве образования

Тема качества образования докатилась до нас на волне дискуссии, которая уже много лет активно ведется на Западе. Там был поставлен вопрос: почему образование продолжает работать по старинке, ориентируясь в основном на государственные требования, которые формулируют чиновники, а не на требования потребителя, как это происходит в других сферах, где учет изменений, которые происходят на «рынке образовательных услуг»? И тогда новый стиль мышления, ориентирующийся на «потребителя», был перенесен из области предпринимательской деятельности в область образования.

В чем суть хорошего образования?

Первый вопрос, который при этом встал: в чем специфика качества в образовании? Различные педагогические философии по-разному отвечают на него. Например, педагогика, ориентированная на действие, говорит: ученик должен овладеть различными умениями, чтобы он мог добиться успехов в жизни, стать активным членом общества (проектное обучение, компетенции). Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать прежде всего знания основ отдельных наук и операции по добыванию знаний.

Ключевые компетенции

Сейчас большинство специалистов согласились с тем, что существуют базовые, или ключевые, компетенции, на которые следует ориентироваться, и это признак качества в образовании. Например, ребенок может учиться чему-то, но самое желание и способность к учебе не зависят от области приложения. Удовольствие от учебы, установка на учение – это базовая компетенция, о важности которой никто не спорит. Нет такой педагогической философии, которая говорит: мы хотим, чтобы наши ученики выходили из школы со стойким отвращением к учению. Тем не менее желание на протяжении всей жизни учиться, воодушевление и активный интерес к учению – редкое свойство современного выпускника современной школы.
Другая ключевая компетенция: способность решать проблемы. Причем это означает не только то, что, когда ученику предлагают тест, он справляется с ним. Развитость ключевой компетенции решения проблем означает, что человек любит решать проблемы, ему это интересно, он делает это охотно, с удовольствием, а не только в ситуации экзамена. Этим ключевая компетенция отличается от просто способности. А еще тем, что она работает в разных областях приложения.

Кредо школы

Как решается задача развития качества? Во многих странах государство стало давать возможность школе самой определять цели образования, способы их достижения и инструменты отслеживания результата. При этом государственная система контроля остается, но существенно меняется ее роль. Государственные службы проверяют уже не школу, а внутришкольную систему обеспечения и развития качества.
Каждая школа, если она работает над качеством, должна иметь свой профиль, свое лицо. Она должна ясно и отчетливо сформулировать свое кредо или миссию. Здесь могут быть самые заманчивые цели, в том числе и популярные ключевые компетенции, и здоровье, и личностный подход, и индивидуальная траектория. Это стратегический уровень.
Однако и этого недостаточно. Нужно четко показать, как конкретно эти поставленные образовательным учреждением цели реализуются и как отслеживается результат образования.
Например, мы считаем, что в школе хороший микроклимат, благоприятный для детей. А давайте проверим, раздадим анкеты, и пусть каждый оценит его по 100-балльной шкале. И тут оказывается, что в совокупности средний балл тянет только на 50.

Необходима автономия

Но для того чтобы отдельная школа могла проводить такие изменения в режиме своей работы, ей необходима хотя бы частичная, но значительная автономия. Идея качества образования, как ее понимают на Западе, предполагает значительную автономию отдельной школы. Управление качеством извне противоречит самой идее развития качества, которое должно осуществлять само школьное сообщество изнутри.
Для работы над качеством образовательного учреждения существуют также общие критерии, которые приложимы к любой организации. Например, важным становится то, насколько взрослые и дети идентифицируют себя с образовательным учреждением. Если для учителя работа в школе только способ заработка, – что, впрочем, нам не грозит, – от этого страдает качество.

Выделение секторов

Практика показала, что объективно в школьной жизни выделяются несколько самостоятельных секторов. Скажем, «предметное преподавание» – отдельный блок внутри организации школы. Другой сектор: «школа как жизненное пространство». Это автономный от учения, относительно независимый сектор. Разделяют на «класс как жизненное пространство» и «школу как жизненное пространство».
Школа не существует в пустоте. Есть внешняя жизнь, внешние связи, в которых школа укоренена. Тут тоже могут быть свои вопросы. Например, есть ли у школы контакты со страной чужого языка? Поддерживаются ли контакты с семьями, с местной властью?
Отдельная область: кадры, персонал. Поскольку есть идея развития качества, учитель тоже должен совершенствовать свое мастерство. У педагога появляется индивидуальная карточка, где записано, что он реально делал для повышения квалификации.

Права потребителя

Если в школе отлажена работа по всем этим секторам, значит, придя сюда, родителям не трудно понять, какое это учебное заведение. И побывав в школе, ознакомившись со школьной документацией, с педагогическим Кредо школы, с результатами проверок, подтверждающих школьные обеспечение и развитие качества, они имеют все основания сделать выбор: подходит им это место или нет? Их права потребителя защищены.

Владимир ЗАГВОЗДКИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru