Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 54

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ,
председатель правления
НК ЮКОС

От первого лица

Из выступления на Первой всероссийской конференции «Общественные ресурсы образования», прошедшей в апреле в Федерации интернет-образования

Михаил ХодорковскийНадо по-новому взглянуть на тот факт, что эффективность современной экономики определяют 2–3% населения.
Для России это означает, что в 1998 году 78 млн человек создали 230 млрд долларов ВВП, а 2,5–4 млн человек так называемого «творческого меньшинства» создали порядка 100 млрд долларов ВВП. И это при том, что в условиях современной России потенциал этой группы используется крайне неэффективно.
К 2010 году при сохранении нынешних тенденций в формировании законодательной базы наше население может создать около 500 млрд долларов ВВП, а эти 2,5–4 млн человек «социально адаптированных оптимистов» вполне могут создать 850 млрд – 1,4 трлн долларов ВВП. Это очень легко посчитать. В расчет берутся те люди, которые в настоящий момент зарабатывают у нас (или за границей) 100 тыс. долларов в год и создают продукции приблизительно на 340 тыс. долларов в год.
Неприятно то, что в во всем мире таких людей не хватает. Их ценность понимают в настоящее время все страны мира. И специальные квоты для этих людей существуют во всех цивилизованных странах мира. За них идет постоянная упорная борьба. И если они уезжают, то они находят работу в США, Канаде, Германии. У них проблем нет. Проблемы есть у нас.
Я должен сказать, что 2 года назад премьер-министр Индии, выступая на Давосском форуме, сказал: «Развитые страны, оказывая помощь Индии деньгами, в то же время извлекают из Индии интеллектуальный потенциал. Ну заберете вы у нас 30 млн человек, а кто будет кормить оставшийся миллиард?» Подумайте, Индия – богатая страна. Но есть точное понимание того факта, что 30 млн человек кормят миллиард человек.
У нас этого понимания нет.
Поэтому, на мой взгляд, для государства и общества на сегодняшний день едва ли не важнейшим должно стать распространение идеологии предприимчивости. Просто «мозги» в современном мире стоят недорого. Инженер в США получает 30–40 тыс. долларов, что при тамошнем уровне цен это совсем небольшие деньги. Тот же инженер, имеющий предприимчивость, стоит совершенно других денег. И именно люди, с предпринимательской жилкой в области бизнеса, в области науки, культуры, других областях жизни – инициативные люди – создают основной объем ценностей современного мира.
Поэтому необходимо резко повысить качество образования за счет целенаправленного формирования в учениках способности к максимальному использованию своего интеллектуального потенциала.
Пока же происходит следующее. В США умных людей не больше, чем у нас. Но отбирать их начинают со школы. И дотягивают этих людей до тех постов в государстве и бизнесе, на которых они способны дать максимальную пользу обществу. И поэтому коэффициент «экстракции» этой элиты в сравнимых цифрах приблизительно 70–75%. Франция дает 40%, у нас – меньше 20%.
Главная задача образования – воспитание активной жизненной позиции у интеллектуальной элиты общества. И я могу твердо заявить, что в современной промышленности люди без активной жизненной позиции не нужны. Нет активной жизненной позиции – можно заменить роботом.
А катализатором процесса воспитания предприимчивости должна стать широкая пропаганда предпринимательской культуры во всех слоях общества. Как на федеральном, так и на региональном уровне. Приведу такой пример: в одном из наших северных городов, когда мы начинали программу развития Интернета, было произведено тестирование молодежи, насколько они развиты в Интернете. Нашли 27 очень квалифицированных ребят, из которых 6 были моложе 24 лет. Мы им предложили большие деньги. В результате все шестеро уехали в Канаду, на гораздо меньшую зарплату. Мы разговаривали с ними, спрашивали – почему? Они объясняли все очень просто. Здесь они с этими деньгами – парии, потому что общество, их соседи считают, что человек, заработавший деньги, человек-предприниматель – это плохой человек. А в Канаде они с теми же деньгами – уважаемые члены общества. И ребят в их 24 года волновало именно это.
Человек, относящийся к интеллектуальной элите, может жить в любой стране мира. И когда он уезжает, он ничего не теряет. Теряем мы как общество. Почему он уезжает? Он хочет жить свободно в демократической стране. Эти ценности, которые, может быть, несвойственны на сегодняшний день большей части нашего населения, для интеллектуальной элиты являются определяющими. Если мы как общество не отвечаем этим ценностям, мы интеллектуальную элиту теряем.
Потеря же интеллектуальной элиты в современном мире приводит нас к тем 3–4% роста ВВП, о котором так много говорилось в рамках подготовки президентского послания и которое на самом деле означает нарастание разрыва между Россией и мировой экономикой, между уровнем жизни россиян и уровнем жизни даже Западной Европы, не говоря уже о США. Поэтому мы не имеем права останавливаться на 3–4%. Разрыв будет расти и может стать катастрофическим для России.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru