Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Алексей МАКАРОВ

Бегущие по холмам

А можно ли учиться без школы?
Да, если сделать своей классной комнатой всю природу!

В одном из прошлых выпусков «Образовательного меридиана» (№22, 30 марта) мы с вами, дорогие читатели, познакомились с материалами сайта в Интернете под названием «Другая Планета», где рассказывается о необычных экопоселениях разных стран мира. Люди там живут сообразно естественным законам природы и человеческой жизни вдали от цивилизации. Сегодня мы попросили авторов сайта пояснить, как в экопоселениях происходит обучение детей, как устроены школы и другие учебные заведения, если они вообще там есть.
Вот что они нам рассказали.

Экопоселения – это совсем другое пространство, привлекательное тем, что там многого нет. Дымящие трубы, скучные лица, грязные улицы – ничего подобного вы не найдете. Нет и привычных школ! Живут, не ведая жестких парт и дневников, проверяя истины собственным житейским опытом. Если вы приедете в любое экопоселение Финляндии или Исландии, наверняка столкнетесь с ощущением встречи с чем-то знакомым. У нас все это было, и у многих осталось в крови еще с 20-х годов, со знаменитой макаренковской коммуны и его «Педагогической поэмы». Силу коллектива, веру в каждого и стремление к самосовершенствованию экопоселянам объяснять не надо. А их прохладное отношение к школам мы поняли, когда нашли в архивах Макаренко, что сохранились в Германии, удивительное признание. Для него, оказывается, школы стояли в одном ряду с банями – можно туда ходить, а можно обойтись и без них. Культурным и человечным каждого делает что-то другое, не загнанное в рамки звонков, стен и прописных истин. Этому и посвящена вся жизнь в экодеревнях – поиску другого пути, нового образа жизни.
Как это – жить без школы? Очень просто – надо оглянуться вокруг. Каждая вещь, каждое дело, человек станут твоим учителем. Освобожденные от учебных обложек история, природа, мифы по-настоящему станут понятны и нужны. Открыть это самому сложно, надо либо поселиться в экодеревне, либо рискнуть и поехать туда на временное экожительство. Постоянное, к сожалению, пока не для многих – это все равно что заново родиться, а путешествие станет неповторимым, самым что ни на есть образовательным. В любой экодеревне мы видели человека, который только что вернулся или собирается в подобную поездку. Везде слышали рассказы об увлекательных встречах и таинственных местах. Подобные путешествия получались и у нас, с тех пор нам кажется, что они и есть главный секрет замечательной бесшкольности. Судите сами!
Когда мы попали в исландскую экодеревню Снэфеллсас, что на границе двух океанов – Атлантического и Ледовитого, нас поразило все – от истории до каждого камня. Первым парнем в этой деревушке является бывший владелец всей сети джинсовых магазинов острова, который окончательно проснулся лишь во время очередного (пятого по счету на его памяти) извержения вулкана, когда таскал-таскал из-под пепла шмотки и был очень рад, что спас свой магазинище, и греб-греб в море, где солнечные зайчики сбликовали ему в глаз и спросили: «Зачем? Скажи-ка, дядя?». Для многих статус и уровень жизни Гудруна (вполне традиционное исландское имя) казались пределом мечтаний, а он бросил свой бизнес да и придумал Долину Эльфов. Каждый ждет своего урока от судьбы: кому-то требуется щелбан, а кому-то вулканическая встряска. В общем, Гудрун понял, что спасать (понимай – любить) надо не джинсы, а в прямом смысле то, на чем стоишь. Сегодня в Долину Эльфов приезжают со всей страны целые группы ребят, чтобы пройти по сказочной тропе, подслушать разговоры эльфов и встретить рассвет на границе двух океанов. Обыкновенное на первый взгляд место в рассказе хозяина долины превращается для любого гостя в настоящее чудо. Чего стоит одна пещера Каури, в которой живет ветер очищения, подружившись с которым можно навести порядок в голове, а поссорившись – совсем запутаться. Гудруна, этого странного миллионера, не надо убеждать, что диалектика сказок одна из самых понятных, толковых и правдивых: перед ним проходят восторженные и просветленные глаза ребят. Парадокс экопоселений в Исландии как страны в том, что такое «застревание» в мифологии позволило стать им самыми цивилизованными, чистыми и культурными островками планеты, к тому же лучше всех противостоящими наркотикам и преступности.

Педагогика, которая царит там, гораздо сильнее и древнее любых книг по воспитанию. Она черпает свои силы из народного эпоса и самой природы. Скорее всего, говорили нам, в будущем не будет ни социологии, ни этики, ни литературы. Психологией станет называться что-то новое, возникшее на грани поэзии и ясновидения.
Вторым откровением для нас стала встреча с людьми из финского поселения, которые годами искали чудо-пропорцию безвредного моющего состава. Оказывается, морская соль и мед могут заменить любое химическое средство для мытья посуды. Им, жителям маленькой лесной деревушки, далеким вроде бы от большого мира, очевидно, что мир утонет в пеношампунной «ванне», если не будет альтернативы химическому безумию. Вот такая философия маленьких дел творит большую политику и воспитывает настоящих людей. И совсем не обязательно ходить в школы. Если сегодня одна маленькая деревня делает прорыв и пытается изменить мир к лучшему, завтра ее примеру последуют тысячи.
Убедиться в очередной раз, что философия есть наука о том, как быть счастливым, мы легко смогли именно там, среди мастеров и настоящих философов. Разговоры в общине Вяйноля о финском эпосе и библейских сюжетах нельзя сравнить с сухими лекциями или семинарами на факультетах философии. И туда мы еще поедем, чтобы понять секрет взросления мысли без скуки и казенщины кабинетов.
Мы не утверждаем, что жители экодеревень нашли ответ, как жить без школ. Но именно они не боятся риска экспериментировать и живут в поиске. Уйдя из городов, они на своем опыте учатся жить по законам природосообразности и миросозидания. Об этом мы поговорим в следующий раз. Уроки общинности, в которой не должно быть управителей и управляемых, исполнителей и слушателей, где каждый друг другу учитель и ученик, сегодня вырабатываются только в экодеревнях. Существуют, конечно же, школы Монтессори и вальдорфские школы. Они обладают тем же духом, и поэтому многие родители из экодеревень отдают своего ребенка только в них. Но речь идет о том, что не надо преувеличивать значение школ. Мир для жителей экодеревень более многогранен, и никакая школа его не заменит. Даже чувств у человека они насчитывают не 5, а 12 или 40. Для поиска и созидания порой и этого мало. В школе жизни нельзя ходить с прищуренными глазами и слушать впол-уха (сегодня этому учат в различных школах). Возможно, новое поколение российских экопоселян растет среди ребят-чудаков, которые, рисуя тигра, приводят сотни эпитетов, но никто не говорит, что он полосатый. Это не слепота к очевидному, а просто умение видеть всю радугу жизни, смотреть через призму поэзии.
Главная красота и очарование этих хиппи XXI века в том, что с ними ощущаешь любопытство и удивление, оставленные в детстве. Понимаешь, что жизнь и образование – не накопление денег или знаний, а то, что строишь внутри и вокруг себя, ощущая причастность к чуду и счастью. Экодеревни, наверно, ближе всех подошли к тому, о чем мечтали и Макаренко, и Сухомлинский, – к настоящей школе жизни, которая не замыкается на расписании и школьных кабинетах, а вся есть один открытый и нескончаемый урок. И оттого, бегущие по холмам, а не по узким закопченным улицам, они быстрее нас бегут в будущее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru