Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ
СЕНСАЦИЯ

Изобилие без труда и забот – мечта всех утопистов и всех лентяев. И мечта эта имеет шанс осуществиться. Конечно, лет пятьдесят еще нам предстоит пахать земли, варить сталь и шить штаны. Но всему этому уже просматривается замена – нанороботы, умные молекулы, которые будут синтезировать все необходимые нам вещи.

Под железной пятой нанороботов

Футуролог Эрик Дрекслер – автор книг “Engines of Creation” (“Машины становятся творцами”) и “Nanosystems” (“Наносистемы”), несколько лет назад журнал “Newsweek” включил его в число ста человек, чьи идеи будут определять судьбы XXI века, – описывает мир, в котором миллионы крохотных машин – “ассемблеров” – размером с пылинку творят невероятное. Сперва – по примеру промышленных роботов – они создают свои собственные копии, а затем мастерят такие удивительные вещи, как подводные лодки, которые странствуют по кровеносным сосудам и разрушают раковые клетки, или же космические ракеты, что вместе со всеми запасами топлива весят всего лишь четыре тонны, или же компьютеры размером с молекулу протеина. Сырьем служат отдельные атомы – главным образом углерод и кремний, а также органические молекулы.
По мнению критиков этой идеи, полагаться на добрый разум незримых роботов все равно что выпускать на свободу микробы из бактериологических лабораторий. Одни будут сами проникать в человеческие клетки; другие примутся мастерить аппараты, способные на это. Что ж, хранителями знаний станут они, роботы; мы же – “мертвой Природой”, полем деятельности для их опытов, их “собаками Павлова”.
Неизбежно и появление нанооружия. Сколько люди себя помнят, они воюют друг с другом. Древние битвы были скорее единоборствами ратников. Появление артиллерии превратило в передовую линию армейский тыл. Авиация стала истреблять целые поселения и части городов. Атомное оружие способно сжигать города и местности. Возможно, нанооружие будет уничтожать огромные общности людей, объединенные каким-либо одним генетическим признаком. На новом витке вооружений человек становится еще обреченнее на смерть. Умные машины могут охотиться на него, как индейцы и янки – на стада бизонов.
Одна из идей самого Дрекслера – вопреки его оптимизму – наглядно показывает, что человек в мире роботов станет всего лишь “одной из самых слабых машин”, которую можно так же бесцеремонно чинить, как мы чиним и переделываем какой-нибудь “жигуленок”. Так, Дрекслер распорядился, чтобы его голову после кончины заморозили. Его мозг будет жить; с этим нет никаких проблем. Впоследствии же милейшие душки-ассемблеры быстренько восстановят потраченное морозом тело.

Что такое “ассемблер”?

Будущие нанофабрики немыслимы без “ассемблеров”. Что же это такое? Проще говоря – это робот: крохотная рука, которая забирает атомы и молекулы с некоего склада, где они хранятся, а затем – согласно программе, в нее заложенной, – размещает эти элементы в заранее предназначенных местах. Защелками служат химические связи; транспортерами – сложные молекулярные цепи. В принципе ассемблер конструирует громадную молекулу, состоящую из биллионов атомов. Эта молекула – в зависимости от своего состава – обретает вид то картофелины, то стола, то ракеты.
Ассемблеры способны и на большее: они могут множество раз копировать себя, и каждая копия может быть предназначена для решения каких-то новых задач.

Оптимисты поддерживают Дрекслера…

Оптимисты перечисляют ряд аргументов в пользу идей Дрекслера.
l Еще Ричард Фейнман говорил, что подобные технологические новации в принципе осуществимы. Это самый слабый из аргументов. Нобелевские лауреаты тоже могут ошибаться.
l С помощью растровых туннельных микроскопов уже сегодня можно манипулировать отдельными атомами и молекулами и, например, изготавливать аминокислоты, не существующие в природе.
l Химики постоянно синтезируют новые вещества из отдельных атомов и молекул, хотя процесс этот не всегда поддается контролю.
l Нанотехнология ни в коей мере не нарушает общие физические законы. Ученые уверены, что сумеют справиться и с квантовыми эффектами, и с погрешностями, вызываемыми тепловым движением атомов.
l Любая живая клетка в принципе является ассемблером. Она обладает встроенной программой (ДНК), получает энергию и сырье от внешних источников питания и беспрестанно копирует себя. Из множества отдельных клеток сложены деревья, животные, люди и так далее. Как видите, принцип один и тот же. Только сырье и готовые продукты будут отличаться от натуральных, сотворенных природой.

…А критики возражают

Пока никто не знает рецепт, по которому можно построить ассемблер. На многие вопросы еще нет ответов.
l Хорошо, мы допускаем, что ассемблер будет сортировать атомы и помещать их в нужное место. Но откуда он узнает о том, где какой атом находится?
l Как ассемблер поймет, в какой именно части наноконструкции он сам оказался?
l Откуда ассемблер будет черпать энергию, необходимую, чтобы разрывать молекулярные связи, перемещаться и производить расчеты на собственном, встроенном в него компьютере?
“Нанотехнологию нельзя воспринимать серьезно, пока мы не получим ответ на все перечисленные выше вопросы”, – подчеркивает Дэвид Джонс, обозреватель научно-популярного журнала “Nature”.

Япония: особый путь

Вполне серьезно к нанофантазиям относятся лишь в США. В других странах их мало принимают в расчет, хотя те же японцы и европейцы возлагают надежды на нанотехнологию, – правда, надежды эти иного рода. Их интересует не сотворение неведомых и всемогущих ассемблеров, а цели куда более реалистичные: сложнейшие переключательные схемы для компьютеров новейших поколений и новые средства медицинской диагностики. Японцы уже сейчас пытаются “застолбить” за собой этот перспективный рынок. В ближайшие десять лет власти Японии намерены выделить двести миллионов долларов на исследования в области нанотехнологии.

А. ВОЛКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru