Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
В РИТМЕ ДЖАЗА

Образовательный центр «Азъ» (в составе московского УВК ИЗМАЙЛОВО) – это компания учителей и их учеников, расположившихся на первом этаже одного из жилых домов, что на Измайловском бульваре. Странное название Желтый Дом возникло десять лет назад, так сказать, на заре перестройки. Тогда оно звучало немножко вызовом. Дело было и вправду не только в том, что дом выкрашен в желтый цвет, но и в том, что, с точки зрения ревнителей официальной педагогики, эта компания выглядела достаточно сумасбродной.

Сергей САВЕЛЬЕВ,
учитель музыки

Партитуры у нас не было...

Социоигровая летопись школьных праздников

Каждый раз в конце учебного года мы устраиваем праздник. И каждый год мы, учителя Образовательного центра «АЗЪ», ломаем голову в поисках идеи, какого-то хода, стержня, на который будут нанизываться события этого праздничного дня. Бывает достаточно какой-то зацепки – и из нее на глазах возникает шоу, в котором заняты иногда более сотни человек.

День рождения

Однажды мы решили, что учебный год нужно завершать каким-то праздником. Начали искать жанр для праздника – получился День рождения Желтого Дома.
По-моему, началось все с того, что ученики Марии Владимировны, будучи тогда четвероклассниками, на переменке где-то во дворе Желтого Дома случайно с одной бабушкой познакомились. И она начала им рассказывать: а вот этот дуб, дескать, тогда-то был посажен, а вот тут вот лавочки стояли, а чуть дальше был аэродром... Что она сама была летчица, летала на самолетах-кукурузниках, вроде как даже парашютисткой была. Что на том месте, где сейчас живут Глеб и Стасик, был прудик и они туда детьми купаться ходили…
Четвероклашки прибегают с круглыми глазами: представляете, мол, Мария Владимировна, вот эта тетечка, помнит еще такие времена. Ну и начали они с тех пор ходить к этой бабушке помогать. Периодически справлялись, не нужно ли ей чего. А живет бабушка в этом самом нашем Желтом Доме.
Дом пленные немцы строили. Построили достаточно солидно, аккуратно. Конечно, с годами дом обветшал. И сейчас постепенно разваливается. Трубы гудят и всюду протекают, электричество никуда не годится, все устарело. Половина батарей не работает. Но дом стоит, и люди, которые здесь живут, дом свой любят и никуда переезжать из него не хотят.
Нам здесь тоже хорошо. Мы живем своим маленьким миром. Детей из Желтого Дома не выгонишь. Кончились уроки, кончилась продленка, а многие дети не хотят уходить. Или уже совсем вечером, после 20.00 заявляются Ксюша с Машей: «Ну можно мы здесь поиграем?» Младшие братья и сестры ребят, которые у нас учатся, тоже хотят учиться в Желтом Доме. Вот так. Остается думать, что мы, учителя, на верном пути…

* * *

Итак, выяснили, что нашему дому 50 лет. День рождения, даже юбилей... А что такое день рождения? Это подарки, гости, развлечения, чаепитие.
Но сначала четвероклассники пригласили ту самую бабушку. Она нарядная пришла, речь держала. Ее поздравляли, подарки дарили.
Потом были выступления детей Марии Владимировны. Каждый был одним из гномов с совершенно определенным характером. Они показывали сценки – театральные этюды, которые они сочинили сами на уроках театра.
Что показывали третьеклашки Сергея Владимировича, я, к сожалению, забыл. Но помню, что к Дню рождения Желтого Дома дети Марии Владимировны выпустили самиздатовский журнал «9 Гномов и К°» и газету «Легенды и мифы Желтого Дома». В газете были рубрики: «Смешное», «Серьезное», «Страшное», «Тайны», «Случаи» и так далее. Все это было развешано по стенам – легенды Желтого Дома, страшилки Желтого Дома, анекдоты Желтого Дома…
И вот во второй части праздника все – и дети, и родители – объединились в команды. Каждая команда тянула бумажку с какой-нибудь рубрикой из газеты – например, «Смешное» или «Невероятное». Задание было такое: загадать из той рубрики, что попалась, какой-нибудь случай и группой изобразить его – инсценировать или слепить скульптуру. Например, случай про то, как «Катя перевернулась со стулом, прихватила с собой парту и по дороге перекусила мелом и запила чернилами». Это была инсценировка…
А в антракте все должны были бежать к стенкам, читать газету и угадывать, что за случай показывали другие команды…

Музейное дело

Это была идея Букатова – из каждого помещения Желтого Дома сделать какой-нибудь музейчик. Все классы, коридор, лестница и каптерки были превращены в музейные залы с размещенными в них различными экспозициями.
Экскурсоводами были сами ученики Желтого Дома (по двое, чтобы не так страшно было). Тексты экскурсий писали сами. Из расчета 10 минут.
В билетной кассе сидели дети-кассиры. Дедушки-бабушки, родители и братья-сестры получали в кассе рифмы, тут же садились сочинять экспромты и в обмен на них получали входные билеты. Каждый посетитель музея мог потом отдать свой билет понравившемуся экскурсоводу. У кого набралось больше всего карточек – тот и есть лучший экскурсовод…
Экспонатами музея музыки были различные музыкальные инструменты. Собирали их по друзьям и знакомым. Я, например, попросил у друга трубу и саксофон. Женькина скрипка и моя гитара были подвешены к потолку в качестве особо ценных экспонатов. На столах в том же качестве лежали контрольные работы по музыке из архива трехлетней давности.
Экспозицию старинных книг собирали по семейным библиотекам. Была даже книжка с автографом Корнея Ивановича Чуковского!
В археологический музейчик натащили всякого хламу. Были старинные монеты, посуда, даже старинный умывальник, с виду похожий на цветочный горшок. Он до сих пор стоит в школе и является атрибутом уже нескольких театральных представлений.
Дети нашли где-то на помойке и притащили в школу огромный сундук. Там теперь хранятся всякие нужные и ненужные вещи, которые дети периодически из сундука вытаскивают и напяливают на себя. Им очень нравится копошиться в сундуке. Там множество всяких старых предметов: старых платьев, сумок, очков, ботинок, сапог, платочков и шарфиков. В общем, для любой девчонки это просто Клондайк!..
Наверху была выставка рисунков, мягкой игрушки и керамики. На лестнице – панно. Это то, что дети делали своими руками…
А в вестибюле стояла спонсорская палатка (а всего их нам подарили шесть штук!), и Леша рассказывал, как ее собирать-разбирать…

* * *

После музея по просьбе детей был чай. Но не мы их поили, а они нас. И еще потом два года подряд. Устроили наверху кафе. Приглашали всех своих учителей и кормили до упора. Столики, меню, салфеточки, бутерброды, мороженое, фрукты, кофе, медленная музыка, официантки в передничках – все как положено…

Школа шиворот-навыворот

Это была идея Анны Игоревны, молоденькой учительницы английского. Но она почти не занималась воплощением. Ей было некогда – диплом в МЭИ(!).
Дети объединились в группы по 3–4 человека и подготовили уроки минут на 10–15 по разным предметам. А пришедшие на праздник гости – родители, братья-сестры, бабушки-дедушки, друзья и знакомые и даже учителя – были учениками. Их объединили в классы – «А», «Б» и так далее и после настоящей линейки с директором и завучем (это были самозванцы Никита и Маша – ученики 8 класса) развели по кабинетам. В расписании были география, русский, музыка, английский. И каждый класс побывал на всех уроках.
Уроки были веселые. Все было по-настоящему: и дневники, и звонки, и отметки. Один папа даже все пытался оспорить свою тройку по географии. Учительница математики Елена Сергеевна выиграла конкурс по английскому. А больше всех баллов по музыке заработала сестра близнецов Смирновых.
На уроке географии нам надо было контуром загадать какую-нибудь страну. Приложив к карте прозрачную бумагу, мы срисовывали страну, которая по форме напоминает какое-то животное. Потом, помню, пририсовывали глазки, ушки и так далее. Потом передавали в соседнюю команду, а они угадывали, что это за страна… Или, наоборот, называли животное, по нему надо было угадать страну, а потом – в подтверждение – срисовывать контур... Не помню точно.

Воспоминания о будущем

Один год был особо тяжелым. Тогда из Желтого Дома ушла Мария Владимировна. Поэтому подготовку праздника тянула на себе Анна Игоревна. Она с детьми придумала разные аттракционы, которые проводились частью на улице, частью внутри школы…
Я помню, как на улице бросал куда-то деньги…
Потом я должен был нарисовать кастрюлю, но у меня получилась сковородка…
Потом бежал эстафету по узеньким досочкам, которые лежали на спинках стульев…
Потом надо было засунуть в треники (выдавались) максимальное количество воздушных шариков…
Палатка на улице зачем-то стояла… А! Это «Комната смеха» была…
На доске в классе висели каллиграфические работы – и надо было с трех раз угадать, где чья…
Мы зарабатывали какие-то купоны, и на них можно было покупать фигурки из киндер-сюрпризов…
Но этот праздник у меня как-то не осел…

* * *

Другое дело – «праздник воспоминаний». На нем все ученики занимались тем, что вспоминали, что с ними было за последние четыре года: как читали, как учились писать, какие были случаи… Особенно актуально для выпускного класса.
Были смешные задания по английскому языку, по чтению, рисованию, труду и русскому языку…
Была интенсивная подготовка, сплошные репетиции. Анна Игоревна очень энергично всем руководила. Но затеи были разрознены, не нанизывались на один стержень, столь важный при проведении шоу любого ранга.
Помню, накануне праздника мы собрались в кружок, разложили Анины задумки и стали прикидывать, как все это слить воедино, в одно действо.
Пришел Сергей Владимирович, наш любимый директор, и все зарезал. Аня страшно расстроилась. Она может с нормальной самоотдачей делать только то, что сама придумала. Со мной тоже так раньше было, но сейчас я могу работать и с чужой идеей, если, конечно, она не противоречит моим внутренним установкам...
Помог Букатов. Я не знаю, что он сказал, чтобы возник консенсус, – мне тогда, к сожалению, пришлось срочно уйти.

* * *

Зато на следующее утро, в день праздника, я видел репетицию английской пьесы. Семиклассники лопотали по-английски. Аня ругалась и призывала к собранности. На доске пестрел текст этого мини-спектакля, и дети все время косились на доску.
Лешка старался изо всех сил. Молодец! И вообще все эти действа – очень полезная штука. Они помогают детям раскрыться, снимают зажимы. Вот Маша. В первом классе она разговаривала то тихо-тихо, то нарочито пискляво. Вдруг начинает говорить громко и уверенно…
Класс у нас большой и длинный. Мы отгородили середину под площадку для сценок. А в двух концах класса поставили спаренные столы для групповых работ. Таких столов получилось по четыре с каждой стороны. Всего восемь мест для групповых работ. Четыре – с одной стороны от главной площадки, четыре – с другой. За столами велись «воспоминательные» работы по разным предметам. Работы, которые полюбились детям за четыре года обучения.

* * *

Компании получились довольно разношерстные: в одной группе могли оказаться семиклашки, родители кого-то из четвероклашек, кто-то из совсем малышей и старшеклассник из первого выпуска Желтого Дома…
На одном дальнем от меня столе проходила работа по чтению – из разрезанных на слова предложений составляли текст…
На другом столе была работа по английскому языку – по-моему, разгадывали кроссворд…
На третьем столе команда из взрослых и детей штопала так называемый «дырявый текст» – текст, в котором ошибкоопасные буквы пропущены и заменены кружком…
На четвертом – заполняли мои чумовые тесты по музыке…
Стол по труду – огромное полотно. Разложены нитки, иголки, ножницы, ткань. За десять минут на этом полотне с помощью аппликаций надо было сделать сообща какой-то рисунок – домики, деревья и так далее…
А еще был большой лист ватмана, на котором каждый из участников мог проявить свои художественные способности. Кто-то нарисовал меня и мою гитару. Мне было приятно…
Помню, как все команды по очереди показывали свою работу. Как все группы потом перемещались против часовой стрелки к соседнему столу для выполнения следующего задания. Через десять минут – снова гонг… Показы работ… Переход по часовой стрелке за соседний стол…
Таким образом, все побывали за всеми столами и всем успели позаниматься. Оказывается, такое возможно!

Записано
Марией ГАНЬКИНОЙ

Реплика-комментарий. Принципы построения праздников в Образовательном центре «Азъ» достаточно просты. Заключаются они:

1) в активном участии детей из всех классов и в придумывании, и в подготовке, и в проведении самого праздника;
2) в социоигровом включении гостей (друзей, родителей, учителей, администрации школы и так далее) в событийную ткань праздника;
3) в социоигровой стилистике: отсутствии прописанных сценариев, в постоянном движении и смене мизансцен, в импровизационных показах детей, учителей, родителей и конечно же в работе по группам;
4) в осуществлении именно детьми функции конферансье, гидов, экскурсоводов, дежурных и так далее.
Хорошо бы сочинять такую режиссуру, чтобы помимо стержневого действа в праздник под разным соусом были бы органично вплетены: а) плоды поурочной работы (например, определенные отрезки жизни по чтению, риторике, театральному действию, литературе, музыке, ИЗО, ручному труду и так далее); б) различные выставки детских работ (скажем, по живописи, керамике, рукоделию, каллиграфии); в) выпуск и(или) презентация детских рукотворных литературных журналов, праздничных номеров газет, премьеры детских спектаклей.
Вот, пожалуй, и все хитрости…

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru