Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендации к проекту
Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы

Обсудив проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, участники семинара поддержали основные идеи профильного обучения, способствующие дифференциации образования на основе учета склонностей, способностей и интересов старшеклассников. Проект может стать основой общественного обсуждения после решения ряда принципиальных вопросов.

1. Цели профильного образования

Необходимо уточнить, более четко и социально корректно прописать цели профильного образования. В проекте не удалось избежать чрезмерной «вузоцентричности» профилизации: недопустимо трактовать профильное обучение исключительно с позиций последующего профессионального образования. Тезис об общеобразовательном характере старшей школы также остался размытым. Нет ответа и на вопрос о профильном образовании детей, интересы которых окончательно не определились или лежат за пределами учебного плана школы.

2. Профильное образование – право или обязанность?

Участники семинара отмечают как принципиальный момент понимание профильного образования как права ученика на получение углубленной общеобразовательной подготовки в избранном направлении, что исключает директивную профилизацию школы.
В частности, вызывает сомнение отсутствие в проекте описания универсального направления, соответствующего традиционному построению старшей ступени. Здесь речь не идет о консервации сегодняшнего содержания образования, а об учете интересов тех детей, которые не готовы к выбору относительно более узкого профиля.

3. Профилизация образования или профилизация школы

Концепция правильно ставит во главу угла идею профильного обучения старшеклассников. Однако вызывает сомнение выделение профильной школы как основной институциональной формы профильного образования, что фактически исключает из круга реализации этих идей большинство школ. Как следствие, несмотря на корректность исходной позиции, в проекте речь все время идет о профильном образовании в профильной школе.

4. Модель профильной школы

В серьезном обсуждении нуждается описанная в Концепции единственная модель общеобразовательной школы с профильным обучением в виде системы базовых, профильных и элективных курсов. Признавая возможность реализации этой модели наравне со многими другими, участники семинара отмечают ее непригодность в качестве обобщающей схемы реализации профильной школы. Достаточно упомянуть, что в эту модель плохо укладывается наиболее распространенное сегодня «академическое» направление профилизации, имеющее цель подготовки школьников к получению высшего образования.
Анализ приведенных примерных учебных планов показывает, что реализация этой модели приведет к существенному снижению качества как общеобразовательной, так и профильной подготовки школьников. Это связано с недопустимым сокращением учебного времени, отводимого на освоение основного материала, за счет неоправданного в данном случае разбухания «элективной» составляющей, не обеспечивающей федеральный компонент образовательного стандарта и прямо не «работающей», по замыслу проекта, на результаты ЕГЭ.

5. Направления профилизации

Следует обсудить вопрос о целесообразности административной фиксации ограниченного набора профилей. По мнению участников семинара, в концепции следует четко и однозначно очертить права и возможности школы в самостоятельном определении форм, направлений, моделей организации профильного образования.
Заслуживает внимания предоставление школе права самостоятельного конструирования профилей образования на основе выделения общеобразовательного и профильного уровней федерального компонента образовательного стандарта старшей ступени.

6. Обеспечение общеобразовательной и профильной подготовки

Реализация профильного образования не должна привести к утрате общеобразовательной направленности школы. По этой причине в концепции необходимо четко определить долю учебного времени федерального компонента, которую следует отвести на обеспечение общеобразовательной подготовки старшеклассников.
Аналогичным образом следует установить долю учебного времени федерального компонента, которую необходимо отвести на реализацию профильного обучения. При этом соответствующие показатели должны заметно превосходить сегодняшние. Ориентиром здесь могут служить показатели, сложившиеся в сорокалетней отечественной практике углубленного изучения.

7. Доступность профильного образования

Участники семинара выразили глубочайшую озабоченность по поводу обсуждаемых в концепции предложений по введению «малого ЕГЭ» и конкурсного набора в старшую школу. Этот вопрос требует детального – не только педагогического, но в первую очередь социального и политического осмысления, обсуждения и оценки.

8. Обеспечение разработки образовательного стандарта

Чрезвычайно растянутый и вялый график подготовки установочных документов к профильному обучению объективно сдерживает процесс разработки федерального компонента образовательных стандартов. Вопросы выбора модели профильного образования и определения направлений и профилей образования в старшей школе должны быть решены не позднее июня 2002 г.

Соруководители семинара
Э.Д. ДНЕПРОВ, В.Д. ШАДРИКОВ, В.В. ФИРСОВ
24 апреля 2002 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru