Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
КЛАДОВАЯ НЕПОПУЛЯРНЫХ ИДЕЙ

Воспитательный энтузиазм
лучше направить на себя

ХХ век ушел. Ушел вместе со своими пророками. Но, оглянувшись назад, вслушаемся в их былые речи. Может быть, эти парадоксальные предостережения окажутся для нас более открытыми и понятными, нежели для их современников?

Карл Густав ЮНГ (1875–1961) в прошлом веке был одним из известнейших ученых. Им была создана аналитическая психология. В советской науке работы швейцарского психолога долгое время рассматривались как иррационально-теологические спекуляции.
В 1932 году в Вене им был прочитан доклад “О становлении личности”. Предлагаем конспект-выборку из этого доклада.

…педагог обречен быть компетентным…

Самая заветная цель и самое сильное желание каждого человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием личность. “Воспитать личность” – это стало сегодня педагогическим идеалом (в противоположность “массовому” человеку).
Когда беспрестанно твердят о том, что из ребенка нужно воспитать личность, то возникает закономерный вопрос – а кто же будет эту самую личность воспитывать?
Родители? Самые обыкновенные, некомпетентные, которые очень часто сами во многом остаются детьми?
Или педагоги? Образованные специалисты, которых с грехом пополам обучили психологии, т.е. точкам зрения (по большей части несовместимым) на те или иные правила, по которым якобы устроен ребенок и по которым с ним якобы нужно обходиться?
Начнем с педагогов. В большинстве своем они когда-то получили то же самое дефектное воспитание, что и дети, которых они теперь должны воспитывать. И они, как правило, личности в такой же малой мере, как и их воспитанники. Педагогика обыкновенно страдает односторонним интересом к подопечному ребенку и столь же односторонним невниманием к невоспитанности взрослого.
Всякий закончивший педагогические курсы априорно считается полностью воспитанным – одним словом, взрослым. Более того, он сам вынужден считать себя таковым, чтобы суметь выстоять в борьбе за существование. Конечно, сомнения и чувство неуверенности оказали бы на него парализующее и стесняющее действие. Они похоронили бы столь необходимую человеку веру в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни.
Вот от воспитателя и ожидается, что уж он-то все умеет и уверен в своем деле. И никак не предполагается, что он будет сомневаться в себе или в своей состоятельности. Педагог неизбежно обречен быть компетентным! И совершенно невозможно представить, что в педагогике может быть как-то иначе.
Поэтому даже от среднего воспитателя нельзя ожидать результатов лучших, чем от средних родителей. Если воспитатели – хорошие специалисты, то уже одним этим следует довольствоваться. Так же как и теми родителями, которые старательно воспитывают детей по своему усмотрению.

…а это во взрослом застрял вечный ребенок…

Высокий идеал воспитания личности не стоит применять к детям. Ведь то, что понимается под “личностью” вообще, а именно определенная, способная к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность, есть идеал взрослого.
Данный идеал стали приписывать детству лишь с тех пор, когда человек, столкнувшись с проблемой своей так называемой взрослости, начал неосознанно или – того хуже – сознательно от нее увиливать. В царящем педагогическом и психологическом воодушевлении по поводу ребенка сквозит бесчестный умысел: говорят о ребенке, а в виду имеется ребенок во взрослом.
Наше время даже чрезмерно восхваляется как “эпоха ребенка”. Сплошной безмерно разросшийся и раздувшийся детский сад. А все потому, что в современном взрослом застрял именно ребенок, вечный ребенок, нечто все еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это та частичка человеческой личности, которая хотела бы развиться в целостность. Однако человек нашего времени далек от этой целостности, как небо от земли.
И вот в мрачном ощущении своей ущербности взрослый, вдохновляясь идеями детской психологии, захватывает в свои руки воспитание ребенка. Он тешит себя мыслью, что раз его собственное воспитание и развитие пошло вкривь и вкось, то это конечно же можно будет устранить в последующем поколении.
Намерение, конечно, похвальное, но оно терпит фиаско из-за следующего психологического факта: я не смогу исправить в ребенке те ошибки, которые я сам все еще допускаю.

…никто из нас не признается в том, что нуждается в воспитании…

Дети, конечно, не столь глупы, как мы полагаем. Они слишком хорошо замечают, что настоящее, а что поддельное. Сказка Андерсена о голом короле заключает в себе бессмертную истину.
Сколь многие родители заявляют о похвальном намерении избавить своих детей от того печального опыта, который они, очевидно, сами имели в детстве. И когда их спрашивают: “А вы уверены, что вы сами-то преодолели эти промахи?” – они совершенно искренно заявляют, что их дефекты уже давным-давно исправлены. В действительности же это не так.
И если родители, будучи детьми, воспитывались слишком строго, то они сплошь и рядом портят своих собственных детей вседозволенностью, граничащей с пошлостью. Если же от них в детстве досадно укрывали некоторые интимные сферы взрослой жизни, то они столь же досадно впадают в другую крайность, потворствуя трагическому постоянству извечных грехов.
Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.
Пожалуй, никто из нас не признается в том, что нуждается в воспитании. Потому что это беззастенчивым образом напомнило бы нам о том, что мы сами все еще дети и в значительной мере сами все еще нуждаемся в воспитании.

Подготовил
Вячеслав БУКАТОВ

Более полный вариант будет опубликован
в “Школьном психологе” № 16

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru