Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2002

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У детей должна быть завышенная самооценка!

24 АПРЕЛЯ

Недавно прочла: «Мужчины – большие дети, а женщины – маленькие». Все мы дети и любим играть, а если не занимаемся этим круглосуточно, то это так, от взрослого нашего высокомерия.
День педагога дошкольного образования я бы назвала переменкой марафона. Мы играли всерьез, мы солидно забавлялись.
Мастер-класс «Интерактивные методы обучения дошкольников преодолению психических барьеров усвоения информации» (ведущая – кандидат педагогических наук В.Алямовская) был совсем не так серьезно научен, как его название. И все сказанное было полезно как для детей, так и для взрослых. Физиологами отмечено, что для организма нет ничего вреднее череды однообразных будней. Поэтому пусть любая работа начинается всегда в новом месте, в непривычное время и с неожиданного. Хватит, используя старые методики, допытываться у деток, куда пошел колобок. Особенности интерактивных методов в том, что они будят сознание, мышление и опыт не только детей, но и самого педагога. Вопросы детям надо задавать так, чтоб в тексте, в сказке на них не было готового ответа. «У детей должна быть завышенная самооценка! Бойтесь критики! – призывала Алямовская. – Лучше научимся создавать у ребенка состояние “хочу!”»
Композитор А.Заруба быстро включил весь зал в сочинение песни про трех братьев, где первый ехал только прямо, второй пошел на разбой, а третий красавицу нашел. «Как редко даем мы возможность ребенку выразиться самому. Учим, а попробовать себя в творчестве не даем», – сетовал композитор. И предложил такой путь: пускай ребенок вырастает от маленького композитора к большому слушателю. Ведь замечено, что чем ребенок меньше, тем легче и свободнее он сочиняет, а вырастая – начинает стесняться... Заруба просит убрать стулья, начинаются танцы и хороводы. И все танцуют. Никакой застенчивости!
А потом издательство “Просвещение” демонстрирует свои новинки. «Педагогическая диагностика в детском саду», пособие «Прогулки в природу», «Лечебная физкультура для дошкольников».
А в это время в соседней аудитории… пошел дождь, потом ливень, кажется, будет гроза. Все это взрослые изображают трением ладоней, шлепаньем по стульям, щелканьем пальцев. Это «Игры на занятиях по экологическому воспитанию», мастер-класс доктора педагогических наук Н. Рыжовой. У нее простые белые карточки с изображением круга превращаются в луну, бублик, черепаху, а два круга – это уже глаза совы, и волнистая линия бывает рекой, змеей или чайкой. Только квадрат и треугольник реже могут одушевляться – в природе мало острых углов.
Но оказывается, рисовать вообще надо начинать в четыре месяца! Именно с такого возраста знакомятся с бумагой и краской подопечные кандидата медицинских наук М.Гмошинской. Конечно, еще не кистью художника, а... пальцами и всей кистью руки! Но выходит, на взгляд родителей, очень красиво.
Нешуточный разговор получился с доктором биологических наук М. Безруких «Предупреждение возможных сложностей школьного обучения». Сегодня в школы приходят 60% детей с нарушением речевого развития, 80% имеют нарушения письма и речи. Но лектор хочет предостеречь слушателей от использования понятия норма – не норма, ведь развивать дошкольников следует с учетом индивидуальных особенностей. Многих слушателей волнуют гиперактивные дети. Оказывается, ученые так называют детей с незрелостью регуляторных структур мозга. При этом у них блестящий интеллект, они хорошо мыслят, но ни секунды не могут сидеть на месте. Рекомендовано определенным образом ограничивать деятельность непосед: «строжить» взглядом, сажать рядом, брать за руку. Такие дети консервативны, хорошо вырабатывают стереотип, работают в заданном алгоритме. Но пока ребенок не привыкнет к системе, к сожалению, с ним можно работать только индивидуально. Гиперактивных нельзя торопить, они не работают в состоянии спешки. Любые сложные и неожиданные ситуации не для них.
А в завершение дня посетители накупили лоскутов, бумаг, клея и разошлись на практические занятия в мастерских. Здесь можно было сшить куклу, сложить оригами, чтобы потом научить всему этому своих детей...

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru