Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N53 
 

Геннадий МЕТЕЛЁВ

Скажи мне, каким должен быть твой друг?

Школьная дружба – это надолго, всерьез: бывает, что и во всю жизнь не сдружишься ни с кем крепче, чем за долгую дорогу школьных лет. Парта, твой сосед-одноклассник и… учебник. А что, если… а что, если придумать себе друга?! Скроить себе под стать идеального партнера, помощника, собеседника, в котором нет недостатков и все устраивает? В Москве, в издательстве «Дрофа», прошла церемония награждения победителей конкурса «Мой друг учебник» 2001/02 учебного года, ставшего уже традиционным для школьников Санкт-Петербурга.

Темы и номинации конкурса, а также специальные призы поощряли многообразие подходов, предоставляя простор и для фантазии, и для игры, и для научно-практической, исследовательской работы на равных. Шестиклассники рецензируют и даже самостоятельно проектируют учебник! Специальный приз за рецензию получила Зюкина Ксюша (6 кл., шк. № 606, г. Пушкин). Приз за оригинальный проект учебника «Этнография. Страны и народы» – Кучевская Наталья (6 кл., гимназия № 524). Своих адресатов нашли призы с оригинальными формулировками «За гуманизм», «За ясность и лаконичность», «За умение работать в команде». А за «Гран-при» в Москву на встречу с представителями «Дрофы» приехали четверо ребят. И может быть, их размышления помогут ученым-педагогам, ломающим головы над концепцией современного учебника, а также авторам и издателям создать идеальный учебник.
«Сегодня я хочу рассказать вам свою мечту. Мне бы хотелось стать автором и издателем нового учебника для развития логики. Ни для кого не секрет, что в наш компьютерный век, когда мир переполнен информацией, необходимо развивать различные виды памяти, внимание, умение быстро найти ошибку, выделить основную мысль. …Главное – научиться наблюдать, анализировать и логически мыслить. Тогда вся школьная премудрость не навалится на меня беспорядочной грудой, а легко разложится по полочкам». Это цитата из конкурсной работы Германа Сапожникова. Герман учится в шестом классе, увлечен математикой и мечтает стать ученым. Он сетует, что им, шестиклашкам, очень не хватает… логики – искусства правильно мыслить. Неплохо было бы выучиться, да вот с учебниками как-то… на строгий вкус петербуржца… Издатели из «Дрофы» обещали подумать.
Елена Корвацкая (11 кл., шк. № 508, СПб.) в конкурсном сочинении на тему «Если бы я была издателем, то…» предлагает оригинальную концепцию периодического издания для школьников – «Новый учебник». По мысли Елены, оно должно помочь им ориентироваться в мире учебников вообще, одновременно пополняя их знания в разных специальных областях школьной программы. Вот какие разделы и рубрики должны составить «Новый учебник»: новинки и анонсы вышедших в свет учебников; «До нас» – исторические выдержки из первых учебников; «За кордоном» – выдержки из иностранных учебников; «Хорошие» и «плохие» учебники – рецензии; «Несуществующий я» – главы из несуществующих учебников; «Сенсации и новости научной жизни»; «Реклама». Лена же высказывает «крамольную» мысль о том, что учебник должен быть дорогим. Объясняя это тем, что дорогой учебник – это прежде всего качественный учебник – от содержания до полиграфии.
Александр Смирнов (10 кл., Бокситогорская гимназия) не без оснований напоминает создателям исторических учебников, что фактологическая и концептуальная сторона того или иного события до сих пор зачастую трактуется авторами с излишним догматизмом, безальтернативно да и сухо. Свой учебник истории («Мир в новое время. 1870–1918») Александр метафорически помещает на полку между Оруэллом и Брэдбери. «Диалогизм», или скорее «полилогизм», – вот что должно лежать в основе изучения истории, считает Александр. Трудно представить себе историческую эпоху вне ее культурального контекста, без живой ткани повседневности – быта и образа жизни людей. «В моем представлении, – пишет Александр, – идеальный учебник – альтернативный. Учебник, где каждое историческое событие или факт имеют разную трактовку и обоснованы документами и мнениями исторических личностей, взгляд которых на одно и то же историческое событие диаметрально противоположен и рассматривается в связи с нашим временем и будущим».
О чем мечтают школьники, чего ждут от книги, с которой за год предстоит сродниться? Дети есть дети, и чем увлекательнее будет процесс обучения, тем эффективнее. «Развивающая игра» и «задача» – предложите ребенку решить эту нехитрую дилемму. Выбор победителей-конкурсантов однозначно на стороне «игрового начала». И в первую очередь это касается, конечно, учебников для младших классов. Высказываются пожелания, чтобы учебно-тренировочные и проверочные задания оформлялись как системы кроссвордов, чайнвордов, фильвордов. Многие развивающие задания могут быть поданы в форме комиксов и рисунков, полагают дети. Трудно переоценить роль иллюстративного материала для книги. Как здесь не вспомнить Алису из сказки Кэрролла: «Книга без картинок?! Фи!». Опыт и пожелания педагогов также на стороне визуализации, наглядности. И обязательно – юмора, на который так благодарно откликаются все: и выпускники-подростки, и ученики младших классов.
В общем, можно сказать, что обратная связь, при которой ученики и издатели равно информированы о чаяниях и возможностях друг друга, налаживается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru