УЧЕБНИКИ N53
Семен МУШЕР,
директор интернет-программ
Федерации интернет-образования (ФИО)
От первого лица
Я довольно давно
занимаюсь интернет-технологиями, но не могу
сказать, что это некий рычаг, который может
перевернуть все образование, совершив некую
революцию. Однако игнорировать Интернет в
школьном образовании сегодня больше нельзя.
Просто логика современной жизни такова: без
информационных и интернет-технологий невозможно
ни жить, ни строить учебный процесс.
Действительно, если в качестве исходного пункта
школьного обучения принять то, что школа должна
готовить к жизни, то ясно, что обучение без
Интернета будет просто неполноценным, поскольку
Интернет сегодня – источник новостей, средство
связи, способ поиска работы, доступа к
электронным библиотекам и ценностям мировой
культуры, средство досуга и многое другое.
Другой важный момент состоит в том, что с помощью
интернет-технологий, возможности которых
сегодня довольно велики, можно решить ряд
частных образовательных задач. Так, например,
хорошо известно, что уровень оснащения
большинства кабинетов предметов
естественно-научного цикла (физика, химия,
биология, математика) не позволяет сегодня
проводить полноценные практические и
лабораторные работы. Между тем мультимедийная
лаборатория – довольно развитая модель в
современном Интернете – могла бы с успехом (я не
говорю – полностью!) обеспечить этот важный
аспект учебного процесса. Да и предметы
гуманитарного цикла довольно неэффективно
изучать «всухую». Именно Интернет может сделать
процесс обучения наглядным, информационно
насыщенным. Кроме того, я уверен, что
интернетизация образования способна
существенно способствовать решению проблемы
образовательного неравенства, становящейся все
более актуальной в нашей стране.
Помимо этого в интернетизации и компьютеризации
есть еще один важный момент. Реальность такова
(это вполне естественно при нынешнем темпе
развития технологий), что дети больше
разбираются в компьютерах, чем учителя. И этот
разрыв в знаниях и умениях в довольно узкой, но
весьма существенной в современных условиях
области может фатально сказаться на авторитете
учителя.
Исходя из вышеперечисленных моментов, в рамках
проекта «Поколение.ru» мы построили учебный
процесс в региональных центрах ФИО по
переподготовке учителей в области новых
информационных технологий.
Программа учителя-предметника (для всех
предметов она единая, и различия есть только в
той ее части, где речь идет о каталогизации
готовых предметных интернет-ресурсов)
рассчитана, во-первых, на то, чтобы научить
эффективному поиску нужных интернет-ресурсов.
Часто можно услышать сомнения в том, что
пользованию Интернетом нужно специально учить,
мол, человек сам быстро справляется с этой
задачей, достаточно обеспечить ему доступ к сети.
Это не совсем так. В условиях дефицита
интернет-связи очень важно минимизировать время
поиска нужной информации, и мы как раз учим это
делать.
Во-вторых, наши программы направлены на то, чтобы
научить предметника пользоваться найденными
ресурсами, компоновать их в зависимости от
стоящих на уроке задач. И в-третьих, самое
главное, на наших курсах учитель-предметник
становится автором собственных
интернет-ресурсов. Ведь по-настоящему понять
какую-то область искусства или науки можно
только в том случае, если в выбранной области
сможешь сделать что-то собственными руками.
Поэтому мы не стремимся подвести какую-то
методическую базу под использование ИКТ, наша
задача – научить учителя творить в этой области,
а как это умение применить, он сам понимает очень
быстро.
Все без исключения наши слушатели готовят
собственный проект, который защищают перед
коллегами в конце обучения. И такой интенсивный
рывок – от простого пользователя Word до создателя
сайта – для многих оказывается непростым, но
возможным! Однако я уверен, что только такой
креативный подход к подготовке учителей может
обеспечить качественный сдвиг в средней школе, а
также принципиально сказаться на авторитете
учителя.
Проект «Поколение.ru» направлен на интенсивное,
массовое, высококачественное обучение
учителей-предметников. Принципиально важно,
чтобы это обучение было массовым. Ведь мировой
опыт реформ показывает, что изменения
затрагивают основы жизни, если они
распространяются хотя бы на 10–15% определенной
аудитории. Как раз примерно столько учителей
пройдут переподготовку по нашему проекту. И у нас
есть все основания надеяться, что это приведет к
позитивным сдвигам в учебном процессе и в целом в
нашем обществе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|