Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N53 
 

Семен МУШЕР,
директор интернет-программ
Федерации интернет-образования (ФИО)

От первого лица

Семен МУШЕРЯ довольно давно занимаюсь интернет-технологиями, но не могу сказать, что это некий рычаг, который может перевернуть все образование, совершив некую революцию. Однако игнорировать Интернет в школьном образовании сегодня больше нельзя. Просто логика современной жизни такова: без информационных и интернет-технологий невозможно ни жить, ни строить учебный процесс.
Действительно, если в качестве исходного пункта школьного обучения принять то, что школа должна готовить к жизни, то ясно, что обучение без Интернета будет просто неполноценным, поскольку Интернет сегодня – источник новостей, средство связи, способ поиска работы, доступа к электронным библиотекам и ценностям мировой культуры, средство досуга и многое другое.
Другой важный момент состоит в том, что с помощью интернет-технологий, возможности которых сегодня довольно велики, можно решить ряд частных образовательных задач. Так, например, хорошо известно, что уровень оснащения большинства кабинетов предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, математика) не позволяет сегодня проводить полноценные практические и лабораторные работы. Между тем мультимедийная лаборатория – довольно развитая модель в современном Интернете – могла бы с успехом (я не говорю – полностью!) обеспечить этот важный аспект учебного процесса. Да и предметы гуманитарного цикла довольно неэффективно изучать «всухую». Именно Интернет может сделать процесс обучения наглядным, информационно насыщенным. Кроме того, я уверен, что интернетизация образования способна существенно способствовать решению проблемы образовательного неравенства, становящейся все более актуальной в нашей стране.
Помимо этого в интернетизации и компьютеризации есть еще один важный момент. Реальность такова (это вполне естественно при нынешнем темпе развития технологий), что дети больше разбираются в компьютерах, чем учителя. И этот разрыв в знаниях и умениях в довольно узкой, но весьма существенной в современных условиях области может фатально сказаться на авторитете учителя.
Исходя из вышеперечисленных моментов, в рамках проекта «Поколение.ru» мы построили учебный процесс в региональных центрах ФИО по переподготовке учителей в области новых информационных технологий.
Программа учителя-предметника (для всех предметов она единая, и различия есть только в той ее части, где речь идет о каталогизации готовых предметных интернет-ресурсов) рассчитана, во-первых, на то, чтобы научить эффективному поиску нужных интернет-ресурсов. Часто можно услышать сомнения в том, что пользованию Интернетом нужно специально учить, мол, человек сам быстро справляется с этой задачей, достаточно обеспечить ему доступ к сети. Это не совсем так. В условиях дефицита интернет-связи очень важно минимизировать время поиска нужной информации, и мы как раз учим это делать.
Во-вторых, наши программы направлены на то, чтобы научить предметника пользоваться найденными ресурсами, компоновать их в зависимости от стоящих на уроке задач. И в-третьих, самое главное, на наших курсах учитель-предметник становится автором собственных интернет-ресурсов. Ведь по-настоящему понять какую-то область искусства или науки можно только в том случае, если в выбранной области сможешь сделать что-то собственными руками. Поэтому мы не стремимся подвести какую-то методическую базу под использование ИКТ, наша задача – научить учителя творить в этой области, а как это умение применить, он сам понимает очень быстро.
Все без исключения наши слушатели готовят собственный проект, который защищают перед коллегами в конце обучения. И такой интенсивный рывок – от простого пользователя Word до создателя сайта – для многих оказывается непростым, но возможным! Однако я уверен, что только такой креативный подход к подготовке учителей может обеспечить качественный сдвиг в средней школе, а также принципиально сказаться на авторитете учителя.
Проект «Поколение.ru» направлен на интенсивное, массовое, высококачественное обучение учителей-предметников. Принципиально важно, чтобы это обучение было массовым. Ведь мировой опыт реформ показывает, что изменения затрагивают основы жизни, если они распространяются хотя бы на 10–15% определенной аудитории. Как раз примерно столько учителей пройдут переподготовку по нашему проекту. И у нас есть все основания надеяться, что это приведет к позитивным сдвигам в учебном процессе и в целом в нашем обществе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru