Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Счастливый отец играет с ребенком...

Кто и где последний раз наблюдал эту картину? Скажите, и народ сбежится посмотреть!

Полвека назад в Америке и Европе расклад был такой: все деньги должен зарабатывать мужчина; женщина годится лишь на роль секретарши, все равно она ничего не может решать сама, и о ее счастье позаботится мужчина.
Наши бабушки и дедушки жили совсем в другом мире, потому что в СССР с равноправием полов дела обстояли получше. Одна беда – равноправие это было насильственным. Точно так же, как уважающая себя американка должна была сидеть дома с детьми, советская гражданка обязана была ходить на работу.
И вот женщины сказали: нет, мы не хотим играть по этим правилам! На свет появилась самостоятельная женщина, сама принимающая решения: работать или нет, быть с этим мужчиной или с тем, рожать ли детей и сколько...
Американки озаботились равенством полов, француженки – различием между ними. Российская женщина стала рядиться под мужчину, чтобы победить на его поле. Но зачем?
Да, мужчины рациональнее и целеустремленнее, но ведь от этого они не лучше: недостаточно гибки, ориентированы на достижение цели, а не на процесс, у них слабо развита интуиция, уверяли феминистки.
Ну и чего добились? После нескольких десятилетий войны настало перемирие. Не только потому, что женщины устали, но и потому, что мужчины поняли: больше свободы для нас – это больше свободы для них. Разрушив стереотипы «женского», феминистки и их освободили от оков «мужского»: кому охота быть мачо 24 часа в сутки?!
В итоге мужчины получили возможность быть мачо только когда они этого хотят, моду унисекс, фильм «Солдат Джейн», подруг, которые зарабатывают больше, начальниц-женщин. Хитрюги. Решили, что игра стоит свеч. Если отношения между полами – это война, то выиграть у сильного противника куда почетнее и интереснее. А если это любовь, то какая разница, сколько мы зарабатываем и как одеваемся? Победа сокрушительная.
Почему же наш сегодняшний «Открытый диалог» так печален и полон упреков? Да потому, что в пылу сражения третьей заинтересованной стороне – детям – мы, не сговариваясь, уступили роль жертвы. «А где же наши настоящие отцы?» – риторический вопрос. И это все, что мы им оставили?!

Как это здорово – видеть мужчину, играющего с ребенком на детской площадке! Почему-то получаешь больше положительных эмоций, чем когда видишь, что с дитем возится женщина. Вряд ли кому-нибудь приелась картина “счастливый папаша со своим чадом”. Кто и где последний раз имел счастье такое наблюдать? Расскажите, и народ не поленится – поедет посмотреть, авось и правда такое еще бывает...
Безотцовщина... Это уже не страшное слово и не проблема – это сегодня норма. Другое дело, что можно натолкнуться на любопытное явление: если папа и есть, то это еще не значит, что он действительно есть.
В далеком прошлом глава семейства, решая покинуть своих домочадцев, делал это в соответствии с законом “уходя уходи”. Причиной тому могло стать пьянство, другая женщина или какие-либо иные подобные обстоятельства – мало ли что: моральных уродов хватало во все времена. Но, как правило, дети оставались без отцов из-за частых войн, пожаров, болезней, холода и голода, а чудом выжившая мать рассказывала им длинную захватывающую историю про папу-героя.
И теперь мамы продолжают рассказывать своим детям похожие истории, только разница в том, что это не правда, а красивая сказка, сочиненная во спасение психики маленького человека, хотя едва ли ее убережешь: шепот старых сплетниц у подъезда, косые взгляды соседей, осуждение родственников – такое вынесет не каждая взрослая женщина, что же говорить о ничего не понимающем, но все чувствующем, ранимом малыше... Но всегда ли безотцовщина подразумевает отсутствие отца?
В вопросах безотцовщины статистика будет спотыкаться всегда, потому что даже в тех семьях, в которых отец физически присутствует, на самом деле его может не быть, а говоря применительно к настоящему времени, его чаще всего и нет. Что такое отец? Это как минимум не просто сожитель, отравляющий жизнь своим детям; это человек, хотя бы каким-нибудь способом обеспечивающий им существование. Если не впадать в крайности и не принимать в расчет страшилки из области судебной медицины, то безотцовщина в том виде, в каком она сейчас процветает, действительно становится проблемой.
Психология ребенка, изначально оставшегося без отца, такова, что он сразу ощущает свое одиночество, испытывает неполноценность и массу других подобных угнетающих эмоций. Уже подростком, в случае если это сильная личность, молодой парень (девушка) начинает осознавать, что у него (у нее) нет никого, кроме матери, и дай Бог брата или сестры. Он понимает, что всего придется добиваться самому, что поддержки ждать по большому счету не от кого, и, следовательно, сознательно или несознательно отказывается от иллюзий, надежд... И идет по трупам к своей цели... Плохо? Да, но в безотцовщине никогда и не было ничего хорошего.
Ладно, представим себе другую ситуацию: отец есть. Вот он лежит на диване, спасибо, что не очень пьяный, смотрит телевизор, на “привет” отвечает “приветом” и изредка спрашивает: “Как дела?”
Все общение состоит в основном из нападок на ребенка, из напоминаний про обязанности по дому, про то, что то было сделано не так, а это не эдак. Любовь? Теплота? Забота? Хотя бы деньги... Хотя бы отстал со своими вечными претензиями...
Ребенка можно только пожалеть. Мысли об отце: “Лучше бы тебя вообще не было...” – заставляют его чувствовать себя... Как чувствовать? Далеко не все дети могут разобраться в своих чувствах, а затем с той несостыковкой, которую порождают подобные отношения с отцом, а точнее, их отсутствие. Вроде можно на вопрос “А у тебя есть папа?” ответить: “Да, есть”. Но на самом деле есть лишь холодный сожитель, который на предложение жены: “Давай сделаем ремонт...” отвечает “достойно” – вот уж действительно “настоящий мужчина”: “Деньги давай”.
Разговор в дороге: “У меня в том доме мать с отцом живут. Кстати (с гордостью так), мама – дерматовенеролог, замечательная профессия!” – “А папа?” – “Папа?.. Так, никто...” Дальше вместо здорового любопытства лучше проявить тактичность и переменить тему: парнишке будет неприятно уточнять про “перца” с высшим образованием, добивающегося только одного: чтобы от него все отстали. Сколько их, таких “перцев”, прикрывающихся видимой деятельностью ради повода достать вечером бутылку, и все разные! Кто чем занимается, но мысли об обеспечении семьи, о ее благополучии, о том, все ли есть у ребенка, достаточно ли ему уделено отцовского внимания, редко посещают их головы. Вот и гадай, откуда взялось такое явление: обабившиеся мужчины, домоседы, не имеющие друзей, держащиеся за юбки жен и матерей, вымещающие зло на своих детях и ничего, абсолютно ничего собой не представляющие!
Где же вы, настоящий отцы?..

Елена БЕРШАЧЕВСКАЯ,
Полина СОХРАНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru