Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ:

В поисках счастливых традиций

Все больше детей сегодня не хотят ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!

Часто бывает, что одну и ту же проблему мы пытаемся решить в одиночку, но можно действовать и по-другому. В конце марта в Токио был проведен международный семинар, на котором педагоги и ученые обсуждали пути развития свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала участие в работе семинара.

Рассказывает директор школы “Тамарики” Патриция Эдвардз

Как и во многих других странах, образовательная система Новой Зеландии построена по принципу британского образования, которое было внедрено в нашей стране с 1879 года. Дети из бедных семей, которые в будущем станут рабочими, согласно этой системе нуждаются лишь в минимальном умении чтения и счета. Лишь немногие, самые умные ребята, которые в будущем станут врачами, учителями, юристами, должны получить “настоящее” образование, стать достойными членами общества. Обычно они обучаются, как солдаты в строю, не имея шанса задавать свои вопросы, как бы исправляя заложенную в них плохую сущность необразованности. Такая система традиционно сложилась во многих христианских странах.
Но многие сильные люди, не желающие укрощать детей, вкладывая им в головы бесполезные знания и сдерживая жизненную энергию, борются с авторитарной классно-урочной системой. Более двадцати свободных частных школ были открыты в нашей маленькой стране за последние 150 лет, и очень много свободных классов внутри общеобразовательной системы. Однако традиции общества переломить трудно: взрослые привыкли думать, что хорошее образование дает некоторую гарантию успешности в будущей жизни – позволяет получить хорошую работу и зарплату. Именно так считают большинство учителей, день за днем подавляя детскую свободу и любознательность. Поэтому для многих ребят школьные годы становятся самой ужасной частью их жизни.
Наша школа была основана в январе 1966 года родителями, заинтересованными в новом типе образования для своих детей, учителями, которые до этого работали в игровом центре, и психологами, глубоко верящими, что психическое здоровье детей напрямую зависит от их раннего опыта общения, взаимоподдержки. Мы считаем, что:
игра – это лучший способ обучения всех людей, не только детей;
каждый ребенок достоин уважения, так как уже является целостной личностью, с собственным темпераментом, потребностями, особенностями;
учиться можно лишь используя собственную энергию, решая самостоятельно, чем заняться и когда сменить вид деятельности;
эмоциональная комфортность и добрые взаимоотношения должны быть непременной, необходимой частью школьной жизни.

С 1990 года наша школа финансируется государством, родители платят лишь небольшие взносы, позволяющие нанимать дополнительных учителей. Возможно, наша школа не совсем обычна, но с самого ее основания учителя особое внимание уделяют не ведению учеников в мир знаний, а душевному здоровью. Дело в том, что в Новой Зеландии больше, чем в других странах мира, развит детский суицид. Возможно, это происходит из-за того, что дети постоянно видят, как сильные люди (взрослые) нападают на более слабых (детей), подавляют их индивидуальность. Один психиатр как-то сказал мне в частной беседе, что примерно у 95% людей нарушено здоровье из-за нервных потрясений, которые произошли в детстве – в основном в школе, но об этом не принято говорить вслух, иначе эти люди могут потерять кредитоспособность. В “Тамариках” мы создаем такую атмосферу, чтобы каждый ребенок мог изобретать, творить, жить полнокровной счастливой жизнью.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru