Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Индия:

“Улыбка Будды”.
Здесь учителя и ученики становятся
опорой друг для друга

Все больше детей сегодня не хотят ходить в школу.
Они прогуливают?
Нет, они голосуют за свободную школу!

Часто бывает, что одну и ту же проблему мы пытаемся решить в одиночку, но можно действовать и по-другому. В конце марта в Токио был проведен международный семинар, на котором педагоги и ученые обсуждали пути развития свободных школ в разных странах мира.
Наш корреспондент Ольга Леонтьева принимала участие в работе семинара.

Услышав о русских парк-школах, представитель Индии задумчиво произнес: “Создание именно таких школ и ваша философия очень созвучны истории России!” В ответ на вопросительный взгляд Раму Маниваннан пояснил, что любимый писатель, повлиявший на всю его жизнь, – это Лев Толстой. Оказалось, что влияние русской культуры в целом и педагогики в частности чрезвычайно велико в Индии. А рассказ Раму о свободном образовании в своей стране оказался вариантом внедрения в школу традиций и философии буддизма, который всегда был интересен русским людям. Тот, за кем идут ученики, а не тот, кто приказывает, в Индии считается Учителем, Гуру.

Рассказывает Раму Маниваннан, сотрудник департамента политических исследований и преподаватель университета в Дели

В нашей стране очень сильно расслоение населения по степени финансового достатка. Есть небольшая группа очень богатых людей, которые ведут относительно изолированный образ жизни от остального общества; одновременно огромное количество нищих, причем они тоже вполне довольны жизнью, так как прокормить семью относительно просто при нашем климате. Дети этой части населения Индии, как правило, не посещают никаких школ, проводят целые дни на улице, многие занимаются попрошайничеством.
Именно для них мы открыли школу “Улыбка Будды” вместе с моим Учителем Аджарном Сулаком Сивараска. Там учатся все: взрослые и дети. Ведь невозможно закончить свое образование и только тогда начать учить других. И получать деньги за эту работу нельзя: дети нас учат не меньше, чем мы их. Волонтеры, которых я привлекаю к сотрудничеству с нами, идут в беднейшие кварталы и ищут себе учеников. Никто не записывается в “Улыбку Будды”, никто не учится и не работает там против своей воли. У нас даже помещения для работы нет никакого: когда собирается группа, мы можем начать заниматься на улице, а иногда просим горожан пустить нас под свою крышу. Нам редко отказывают в сотрудничестве: помочь гораздо приятнее, чем отказать. В нашей школе мы не учим детей, повторю еще и еще раз – мы учимся вместе с ними. Нам хорошо вместе, и это самое главное.
Чтобы было понятнее, почему я работаю в такой абсолютно открытой, свободной школе, расскажу один случай, точнее, прочитаю свои стихи о том, что произошло со мной в детстве.

Когда я учился в школе, у меня
                                     был друг –
круглолицый умный мальчишка
                          из хорошей семьи.
Он был отличником, любил
математику и английский,
мне же совсем не нравилось
         заниматься в школе,
разве что немного историей
        и музыкой.
Мы вместе гуляли, играли, много
       спорили,
проводили время в горах.
Однажды учитель на уроке
рассказал об умной вороне
и высоком кувшине, из которого
                         она напилась воды,
бросая внутрь маленькие
                              камушки.
Мы были просто поражены
и очень долго думали об этой
                             истории,
а потом начали бросать камни
                             в бассейн,
что был во дворе школы.
Мы бросали их медленно,
                            осторожно
и старались заметить, как растет
                                  уровень воды.
Но очень скоро стало ясно, что он
                       и не изменяется вовсе.
Мы очень устали, но никак
                                 не хотели
уходить домой разочарованными.
Тогда притащили большие камни
                      и сбросили их в воду.
За ними последовали наши
                                портфели,
завтраки, книги:
все, что было под рукой, полетело
                                                    в воду.
Но уровень в бассейне
не изменился ни на каплю.
Тогда мы поняли, что школа нам
абсолютно ни для чего не нужна.
Посмотрели друг на друга
и начали плакать.
На следующий день наш учитель
                                                  сказал,
что когда-нибудь мы станем
великими учеными,
потому что мы не знали
об экспериментах Архимеда,
но повторили их.

Найти людей, согласных работать на добровольных началах, было очень трудно, поэтому я решил поискать поддержку у тех взрослых, кому тоже необходима помощь, и пошел в больницы, где лечат алкоголиков и наркоманов. Большинство из этих людей не смогли справиться с трудностями жизни, остались совсем одни на белом свете, никто о них не думает, и, самое главное, они ни о ком не заботятся. Многие сомневались, что мне удастся найти помощь и поддержку у этих людей, однако все оказалось именно так, как и задумывалось с самого начала. Многим, упавшим на самое дно общества, дети помогли справиться с их недугами. На мой взгляд, это было вполне закономерно: душа человека успокаивается и растет тогда, когда она нужна другим, более слабым и незащищенным.
Наша школа не зависит ни от кого, и это замечательно. Но я хочу в скором времени открыть школу для больных детей, и тогда мне понадобится финансовая поддержка государства, помещение, где ребята с недугами могли бы жить. Думаю, что это нам вполне по силам. А почему бы нет?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru