Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

 
ТО-ТО И ОНО!

Наталия ИШТРИКОВА

Берегись компьютера!
А как?

Ученые-разработчики СанПиНов признали,
что им почти ничего не известно о том,
какой вред компьютер наносит детскому здоровью

27 марта в Федерации интернет-образования состоялся “круглый стол” “Компьютер и здоровье”. На встрече обсуждались вопросы негативного воздействия компьютеров на человека,
санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации работы с компьютером. В работе “круглого стола” приняли участие представители Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и соцразвития, Федерального центра Госсанэпиднадзора, НИИ медицины труда, НИИ глазных болезней, других научных центров.

Вопрос о вреде компьютера для школьников наконец стал актуальным после первого этапа государственной программы компьютеризации системы образования. До сих пор, в течение пятнадцати лет, школьники работали за устаревшими мониторами, и это мало кого тревожило. Однако мощный импульс в виде хорошо финансируемой программы “Развитие единой образовательной информационной среды” заставил ученых задуматься о своевременности научных исследований в области эргономики компьютера. Как оказалось, таких исследований в стране нет и не было, потому что никто их не финансировал. Исключением являются проводимые в Институте охраны здоровья детей и подростков исследования временных норм работы, а в Институте гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана – исследования изменений крови и клеток во время работы за компьютером. Институтом глазных болезней им. Гельмгольца осуществляется эксперимент по выработке методов оценки утомления.
Влияние компьютера на организм человека вообще очень слабо изучено – с этим согласились все участники “круглого стола”. Кроме того, электромагнитные излучения не всегда зависят только от качества компьютеров: они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (при этом защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) и даже из-за того, что... вилка шнура включена в электророзетку без соблюдений ориентации “фаза ноль”. Такие незаметные погрешности быстро приводят к повышению утомления у детей, головным болям, развитию вегето-сосудистых заболеваний. Определить же факты превышения допустимого уровня электромагнитного, электростатического поля в помещении и откорректировать ситуацию можно лишь с помощью приборов – измерителей полей и напряженности. Популярные же в школах разнообразные “нейтрализаторы излучения”, как регулярно показывает их государственная экспертиза, в лучшем случае безвредны для организма.

“Мы точно знаем, что ничего не знаем”

Участники “круглого стола” единодушно признались в том, что как ученые они не в состоянии объяснить и доказать, как именно компьютер вредит детскому здоровью и здоровью человека вообще: нет результатов исследований. На нормы ТСО-95 и ТСО-99, как и на европейский стандарт MPR-2, полностью опираться нельзя – это всего лишь технические рекомендации. Заметим, что и эти нормативы в российских школах не выполняются, в частности, в условиях школы невозможно предоставить требуемые 20 кв.м площади под каждое рабочее место, никак не получается соблюсти нормативы по шуму и вибрации.
Получается, что ученые, авторы готовящихся школьных СанПиНов, знают, что мониторы и системные блоки производят излучение. Но как именно оно действует на детский организм и что с этим делать – не знают.
Знают, что от работы за монитором портится зрение – возникает более 15 кратковременных и необратимых нарушений. Но как оценить соответствующий вред и нормировать работу – не знают.
Знают, что от неправильно организованной работы за компьютером дети утомляются. Но как обеспечить надлежащие условия для этой работы – почти не имеют понятия.
Поразительно, но в этой безобразной ситуации полного незнания уже через два месяца будут доработаны и введены новые нормы СанПиН (по безопасности работы на ПЭВМ). Авторы предлагают построить документ таким образом, чтобы в нем были заложены и фантастические для наших школ международные технические нормы, и реально выполнимые технические требования – в качестве верхней и нижней планки. По принципу: сможешь – выполняй. Биологические требования и контроль восприятия изображения в них по-прежнему будут отсутствовать.
Разработчики СанПиНов дружно разводят руками: новые обязательные нормы по сути не будут отличаться от старых. Пожалуй, в качестве плюса стоит отметить лишь то, что в новом своде правил будут присутствовать нормы ионизации воздуха в помещениях – что ж, уже неплохо, особенно если учесть то, что ученые намерены разрешить установку компьютерных классов даже в подвалах школ.

Доктор, доктор, как нам быть?

Окончательно установив бессмысленность ведущейся разработки новых санитарных правил, ученые перешли к практическим рекомендациям. В первую очередь это касалось организации рабочего места (в каждом компьютерном классе необходим ионизатор воздуха). Среди средств защиты наиболее важными были признаны экраны-фильтры степени “полная защита”, а также спектральные очки трех типов: для черно-белого изображения, цветной графики и работы с люминесцентными лампами, разработанные НИИ им. Гельмгольца. “Вычитание” участков спектра позволяет существенно уменьшить вред, который монитор наносит глазам. В общем, вывод получился один: спасение детей от компьютерного вреда – дело доброй воли самих школ, которые должны пригласить специалистов, все проверить, отрегулировать... и закупить при этом на внебюджетные средства очки и фильтры.
По результатам “круглого стола” Федерация интернет-образования приняла решение организовать общедоступный ликбез по безопасности работы с компьютером для учителей. Это будет и необходимая информация на сайте www.fio.ru, и бесплатные методички для школ.
...Проведенное ФИО исследование показало, что среди учителей-предметников московских школ только 9% знакомы с существующими госстандартами безопасной работы с компьютером, а 68% учителей даже не имеют понятия о том, как отрегулировать яркость монитора.


От редакции

Итак, ученые не могут точно сказать, какой именно вред наносит здоровью регулярное пользование компьютером. Симптомы же знакомы всем: головная боль, усталость, раздражительность, проблемы со зрением. И чем больше времени человек проводит у монитора – тем хуже он себя чувствует.
Значит, чтобы избежать переутомления и прочих расстройств, нужно всего лишь предельно сократить время работы за компьютером. На первый взгляд это возможно лишь в ущерб делу, обучению, работе. А на самом деле – нет. Важно воспитать особую культуру, культуру пользования компьютером.
Скажем, работать в текстовых редакторах умеют многие. Но простейшая операция – набор текста – превращается в мучение, если не владеешь методом набора. Долго, упорно, до боли в суставах, забывая по дороге пришедшие в голову мысли... В итоге тот объем работы, который опытный пользователь выполнил бы за десять минут, выполняется за час.
И так во многом. Новости не обязательно искать в Интернете – можно подписаться на рассылку по интересующей вас теме и получать их по почте. Когда из Сети скачивается файл – не надо ждать у экрана, чтобы в случае обрыва связи ее восстановить. Заведите специальную программу, которая все сделает сама!
Резюмируя, можно сказать, что если в школьном курсе информатики не появится раздел «Культура пользования компьютером», то толку от рекомендаций медиков будет не много.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru