Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Во что верит деревня Неверово?

Портрет маленькой сельской школы, написанный ее учителями

Среди коллег, занимающихся педагогической журналистикой, можно услышать: «Жалко, что учителя так редко описывают свой опыт работы простым человеческим языком, чтоб не для отчетов и документов, а для другого человека, который прочтет и подумает. Да где им писать, некогда, особенно сельским учительницам – пачки тетрадей, как у всех, а ведь еще есть дом, семья, корова...» Отчасти это правда. Но только отчасти. Бывает и по-другому. Например, собрались педагоги Неверовской малочисленной школы (Костромская область) и описали ее жизнь во всех подробностях, как в старые времена составляли подобные описания земские учителя. Получилась целая крохотная книжка, которую выпустила в свет российская Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Конечно, понадобились консультанты-ученые из ВНИК «Сельская школа и социум» (о его работе мы уже рассказывали в одном из выпусков “Сельской школы”, в № 72 за прошлый год). Но все равно через строгие научные слова видны возможные варианты решения традиционных проблем и живая жизнь конкретной сельской школы, проглядывают детские и взрослые лица.

И школу они хотели не какую-нибудь...

Школу построили потому, что крестьянам деревни Неверово надо было учить своих детей. И школу они хотели не какую-нибудь, а земскую: в начале двадцатого века именно земские учителя давали самое лучшее начальное образование. Собрали сельский сход, сложились и поставили на общинной земле деревянное двухэтажное здание для трех классов. Дело было в бурном 1905 году, когда другие крестьяне занимались поджогами дворянских усадеб. После Октябрьской революции в деревне появилась и средняя школа, открытая в бывшем помещичьем доме. Дальше история Неверовской школы очень похожа на истории других подобных школ: в двадцатые годы дети получали глубокие сельскохозяйственные знания, работали на собственной ферме и опытном поле, потом все забрал себе колхоз, а дети стали ходить в обычную школу, где изо всех сил стирался «разрыв между городом и деревней». Пережили войну, в конце шестидесятых построили новое здание, где впервые ребятам пришлось бегать по кабинетам, как в городе. А раньше у каждого класса была своя комнатка. В семидесятых спохватились и вернули в школу сельскохозяйственную практику, в конце восьмидесятых школа стала экспериментальной площадкой Академии педнаук. В начале девяностых в ее стенах открылись медико-социальный центр помощи семье, детская школа искусств, детская спортивная школа. Сейчас школа снова стала опытно-экспериментальной базой для Комплексной программы РАО “Развитие образования в сельском социуме: интеграция науки и практики”, рассчитанной на 2000–2002 годы.
В школе сто тридцать три ученика из десяти окрестных деревень в радиусе пяти километров. Те, кто живет рядом, ходят на уроки пешком, остальных подкидывает школьный автобус раз в неделю (о них написано так тепло: «Таких детей в прошлом учебном году – четыре человека, старшеклассники»). Родители оплачивают автобусный бензин, а также топливо для тракторов, на которых учатся работать их сыновья, покупают учебники и вносят ежемесячно десять (!) рублей в месяц на ремонт. И помогают красить стены. У родителей денег нет, бывший колхоз – убыточное предприятие, зарплату платят каждую неделю по двадцать рублей. Спасаются только личным хозяйством, приучая детей к работе.
Зато в каждом классе всего десять–двенадцать учеников, и учебный план школы построен так, чтобы дети получали как можно больше практических знаний, особенно по родному языку, естественным наукам и математике. И при этом на уроках литературы главным признается не столько знание особенностей творчества конкретных авторов, сколько открытие при помощи книги собственного духовного мира ребенка, развитие его творческих способностей. Особенная гордость – плавательный бассейн, этнографический класс-музей, наполненный старинными предметами деревенского быта, мастерская по деревообработке и опытный пришкольный участок (1 га) для детских сельскохозяйственных опытов с садом и парниками. Часть выращенных овощей и рассады продается, часть идет в школьную столовую, завтрак в которой для каждого ребенка стоит всего четыре рубля. А на деньги, вырученные от продажи урожая, школа закупает семена, инвентарь для сельскохозяйственных работ, пленку для парников.
Мальчики – ученики старших классов учатся на трактористов, правда, собственный школьный трактор уже очень старый, а на новый денег нет. И последнее время для вспашки школьного поля приходилось пользоваться техникой бывшего колхоза, ныне СПК “Мир”. Примерно в таком же положении швейная мастерская для девочек. Учителя всерьез обеспокоены, поскольку для большинства деревенских детей труд – любимый предмет. К тому же эти уроки не столько часть учебного плана, сколько реальная возможность научить всех ребят грамотно и прибыльно вести собственное хозяйство.

Проблемы, проблемы...

Предмет гордости неверовских учителей – поступление почти половины выпускников в Костромской педагогический университет и сельскохозяйственную академию, участие старшеклассников в летних экспедициях университета по Волге. Это при том, что у большинства ребят, поступающих в первый класс, плохо развита речь и отсутствуют многие необходимые социальные и культурные навыки. Какую же огромную работу приходится проделывать и детям, и взрослым, чтобы картина поменялась к одиннадцатому классу!
«Сельский социум настолько отличается от городского, что человеку, далекому от села, очень трудно представить, насколько состояние социальной микросреды проецируется на сельское общеобразовательное учреждение», – пишут учителя. Родители, в большинстве своем имеющие неполное среднее или среднее специальное образование, не всегда представляют, что значит действительно воспитывать ребенка, помогать ему открывать мир. Из-за занятости в подсобном хозяйстве большинство взрослых никогда не были в театрах, музеях, на концертах. Смотрят боевики по телевизору – и дети вместе с ними. «Причем ребята настолько привыкли к этому, что фильмы, вызывающие у человека переживания и размышления, они уже и не смотрят. На отсутствие познавательных интересов детей накладываются неразвитость речи, ее стилистическая неграмотность, – с горечью пишут учителя, – от бедного словарного запаса особенно страдают одаренные от природы дети». Хорошо еще тому, у кого бабушки есть, они еще сохранили местный говорок, необходимый для развития устного языка. А книжный-то тоже нужен. Да где его взять, если дети никогда не видели своих родителей за книгой?
Другая острейшая проблема – весьма патриархальное представление родителей и детей о том, что такое хорошее образование. Считается, что образование дает учитель, то есть задает уроки и спрашивает. Именно так воспринимают образовательный процесс большинство жителей деревни Неверово. И максимум требований родителей к учителям – чтоб были построже и позанимались дополнительно. Отсюда и дети не стремятся учиться самостоятельно, искать информацию в разных источниках, учат «от сих до сих».
Положение учителя – особый разговор. Почти нет никакой возможности профессионального роста, «держит» хозяйство: чтобы прожить на маленькую учительскую зарплату, приходится и огородик разводить, и корову иметь. А это означает абсолютное отсутствие времени на освоение новых образовательных технологий. Но неверовские учителя не отчаиваются и строят планы на ближайшее будущее – пригласить (или обучить своих молодых) в начальную школу дефектолога и детского психолога, социального педагога в среднюю, ежедневно общаться с родителями, чтобы они чувствовали: детей действительно можно и нужно воспитывать всей деревней. Глядишь, и родители подтянутся. А пока продолжают давать уроки, придумывают интересные общие дела, и дети учатся с удовольствием.

Елена ЛИТВЯК

При подготовке публикации использованы материалы сборника “Организационно-педагогическая деятельность сельской малочисленной школы”, Москва, 2001


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru