Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2002

Информация

ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Урок толерантности:
первый этап проекта завершен.
Мы называем имена победителей
в номинации “Первое сентября”

Дорогие читатели! Вы, наверное, помните, что прошедшей осенью Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев совместно с Издательским домом «Первое сентября» объявили конкурс «Урок толерантности». Это было и предложение обсудить проблемы,  и призыв поделиться опытом, и возможность подумать, что мы могли бы сделать вместе. Все это время мы получали письма, работы – дело оказалось действительно важным и нужным.
И вот сегодня мы подводим итоги конкурса
.
В номинации “Первое сентября”
победителем признана Ольга Михайловна Розенблюм, преподаватель Центра адаптации и обучения для детей беженцев и вынужденных переселенцев (Москва)

Сколько шагов нужно сделать
навстречу ребенку, чтобы он сделал
первый шаг в мирную жизнь?

Мы называем себя школой, детям так приятнее, они – “как все”, они “ходят в школу”. Настоящее название нашей организации звучит для них непонятно: “Центр адаптации и обучения для детей беженцев и вынужденных переселенцев”. В основном здесь учатся дети из Чечни, есть ребята из Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Армении. Слово “адаптация” не зря стоит на первом месте: в центр приходят дети, пропустившие от полугода до семи лет обучения. В первом случае можно помочь ребенку освоить наиболее трудные для него предметы, а затем устроить его в государственную школу. Во втором случае обучение идет значительно медленнее: в семнадцать лет труднее понять и запомнить то, что легко усваивается в десять. Такого ученика можно постараться дотянуть до экстерната, но в 9 классе изучают слишком много предметов, а ученики центра, как правило, в состоянии освоить только два: русский язык и математику, иногда еще основы английского. Занятия в центре проходят три раза в неделю по вечерам: здесь преподают студенты, и по утрам вести занятия просто некому. Да и детям трудно выдержать более четырех уроков, а за двенадцать уроков в неделю можно освоить как раз три предмета.
Родители в этой ситуации не подмога. Позади у них – потеря работы, дома, родственников. Страшно загадывать даже на ближайшие несколько месяцев. Если будет работа – будут деньги, можно снимать квартиру, получить регистрацию, тогда ребенок сможет учиться в школе, лечиться. Но, решая вопросы жилья и работы, родители часто думают так: если ребенок здоров, сыт и одет, это уже очень много. Они считают, что если ребенок учится, значит, им кто-то занимается и можно сконцентрироваться на других делах.
Поэтому важны именно индивидуальные, личные занятия с ребенком – дело не только в скорейшем обучении. Задача учителя не только и, может быть, не столько в том, чтобы научить ребенка складывать дроби или проверять безударные гласные в корне слова, а в том, чтобы следить за его отношениями с ребятами, учителями, родителями или родственниками, у которых он живет. Постепенно дети, часто очень замкнутые, начинают посвящать учителя в свои проблемы, делают его посредником между собой и родителями.
Мы никогда не знаем заранее, сколько эти дети проучатся в школе. Может быть, удастся проработать с ними год, может, два или даже четыре. Но ученики у нас, как правило, меняются очень быстро: либо родителям нужна помощь ребенка по дому, либо они не смогли прижиться в Москве и уехали в Ингушетию или обратно в Чечню. В последнем случае шансов на то, что этот ребенок когда-нибудь вообще будет учиться, почти нет. Но дело не только в том, что у нас есть возможность успеть развить ребенка, объяснить ему хотя бы основы школьных знаний. Гораздо важнее то, что мы можем ему показать: существует система отношений, в которой его принимают таким, какой он есть. Если эти дети научатся нормально общаться со своими сверстниками, значит, наша задача выполнена. Редкий ребенок может нагнать за два года семь лет пропущенных школьных занятий. Но найти свое место в обществе людей, заведомо более образованных и просто более успешных, – может.
Некоторые психологи советуют родителям ребенка, находящегося в переходном возрасте, не воспитывать его, а только любить. К детям же, пережившим войну, можно относиться только так. Ребенок должен научиться себя вести, строить отношения с людьми. Но добиваться этого нужно не наказанием, а поддержкой, полным приятием ребенка. Только в этом случае ребенок может в качестве модели своего поведения выбрать ту, которую предлагает ему учитель – человек чужой для него культуры.
Таких историй множество. Один двенадцатилетний мальчик, Алик, живший после приезда из Чечни с матерью, постоянно пившей, скитаясь вместе с ней по разным квартирам, составил анкету, которую предлагал заполнить учителям и другим ученикам центра. В том числе в анкете был следующий вопрос (орфография и пунктуация автора): “Вы довольны своей жизнью или нет, если нет то попочему”. Все отвечавшие на анкету своей жизнью были довольны, и сам Алик ответил: “Доволен мне нравится”. Алик держал себя доброжелательно и мужественно. Он мог уехать в Чечню, вернуться обратно, исчезнуть на две недели из дома, но, кажется, только один раз в школе видели, чтобы он плакал, – это было, когда на его день рождения торжественно внесли испеченный кем-то из учителей пирог. Эти дети не отмечают свои дни рождения, в их семьях так не принято.
Культура, в которой они воспитываются, традиционна и сурова. Это еще одна задача, стоящая перед учителями центра: нужно научить мусульманских детей нашим правилам поведения. Мальчики лет четырнадцати не могут понять, почему мы против того, чтобы они воспитывали младших ребят: у них принято, что старшие могут сделать замечание младшему независимо от того, кем они друг другу приходятся – родственники, знакомые или просто впервые увиделись и больше уже никогда не встретятся. Поэтому если кто-то из младших бросает на пол хлеб или проявляет к старшему неуважение, тот считает своим долгом наказать его. Также очень трудно мальчикам привыкнуть к тому, что дежурят не только девочки, но и они: не мужское это дело, и, если им приходится мыть посуду, для них это унизительно. Кажется, зачем нужно ломать стереотипы? Пусть посуду моют девочки. Но у нас не принято, чтобы ученик велел учительнице убрать со стола посуду, а чеченские мальчики не понимают нашей реакции на такое требование.
Объяснить ребятам правила новой для них культуры можно только при условии бесспорного, подчеркнутого уважения к их традициям и в первую очередь ко всему, что связано с религией. Это тем более необходимо, что мы не знаем всех правил поведения мусульман, а иногда физически не в состоянии их соблюдать. Например, девочки не могут пройти в туалет, если мужчина это видит. В школе же всегда в коридорах – и перед туалетом в том числе – толпится народ. Кроме того, приехав в православную столицу, чеченцы боятся, что здесь к их национальным и религиозным особенностям будут относиться недостаточно терпимо. Два брата, попав к нам в школу, первое время вставали в середине урока и уходили в коридор, говоря, что им нужно молиться. Через некоторое время это прекратилось: они поняли, что к их пожеланию отнеслись с уважением.
Но что же считать положительным результатом нашей работы? Хорошую оценку в школе или уверенность в себе, умение общаться? Это тяжелый для нас вопрос. Очередь желающих учиться в центре всегда превосходит количество детей, посещающих занятия. Что лучше – доучить ребенка, который уже мог бы обойтись без нас, или взять нового? Если он получает в средней школе четверки, можно считать, что мы ему уже не очень нужны, в центр обычно приходят дети с двойками или натянутыми тройками. Но вот... В течение трех лет в центре обучается очень яркий мальчик, Амирхан. Он любопытен, с жадностью поглощает книжки по истории, биологии. До приезда в Москву он жил в каком-то селе под Грозным, пас овец. Примерно на третьем нашем уроке он спросил меня, почему покончили с собой Есенин и Маяковский, хорошо ли, что в 1917 году произошла революция. Прочитав недавно Сервантеса, он обсуждал поведение героев и упрекал меня в том, что я не очень хорошо помню текст. Этот мальчик чувствует себя уверенно, когда в его присутствии учителя что-либо обсуждают. Он может поддержать их разговор, поскольку в районной школе, куда он поступил после года учебы в центре, ему интересно сидеть на уроках. Конечно, Амирхан может обойтись без нашей дальнейшей помощи. Свои проблемы с математикой он в состоянии решить самостоятельно. Но может быть, мы могли бы помочь ему поступить в институт и получить высшее образование?
...В центре занимаются около 30 детей, взять большее количество учеников не позволяет помещение. На 30 ребят приходится примерно 45 учителей-студентов, которых, в свою очередь, обучают кураторы – профессиональные преподаватели, работающие в средних школах. За 5 лет работы центра в нем обучались более 150 человек: одни уехали в Ингушетию, другие бросили занятия, третьи поступили в государственные школы, четвертые смогли сдать экзамены в экстернате и получить аттестат. Но 150 человек – это капля в море...

Ольга РОЗЕНБЛЮМ

Дипломами лауреатов конкурса награждаются:

  • Авсарагова Тамара Кимовна, Алания, Владикавказ, центр “Доверие”;

  • Амилюшкина Галина Васильевна, Карелия, Петрозаводск,
    школа-интернат  № 23;

  • Андреева М.А., Красноярский край, Лесосибирск, школа № 5;

  • Андреева Марина Николаевна, Саха (Якутия), Горный район, школа села Бердигестях;

  • Антонова Татьяна Ильинична, Хабаровский государственный педагогический университет;

  • Архипова О.Н., Алтайский край, Бийская реальная гимназия;

  • Базарбаева Фатима Николаевна, Саратовская область, Новоузенск, КИД “Надежда”;

  • Бармина Элеонора Георгиевна, Приморский край, Фокино, школа № 251;

  • Безбородова Ольга Сергеевна, Волгоград, КИД “Отечество”;

  • Березина Наталья Львовна, Астрахань, школа № 4;

  • Бондарева Галюза Явдатовна, Менделеевск, Татарстан, школа № 3;

  • Бреус Елена Петровна, Ростовская область, детский дом № 3;

  • Броварец Любовь Борисовна, Московская область, Раменское, школа № 5;

  • Букина Наталья Вадимовна, Адыгея, Майкопский район, поселок Краснооктябрьский;

  • Вагайцева Надежда Федоровна, Кемеровская область, Новокузнецк,
    школа № 4;

  • Виноградова Людмила Николаевна, Приморский край, Владивосток,
    школа № 77;

  • Воробец Светлана Геннадьевна, Амурская область, школа поселка Новобурейский;

  • Воробьев Станислав Владимирович, Ростовская область, Шахты,
    детский дом № 3;

  • Галстян Марна Васпуровна, Московская область, Орехово-Зуево, муниципальный лицей;

  • Галлиулина Алсу Искандаровна, Татарстан, Зеленодольск, школа № 16;

  • Гейчман Надежда Ивановна с дочерью Леной, Воронежская область, Борисоглебск, Центр внешкольного воспитания;

  • Гелашвили Светлана Ивановна, Алания, Владикавказ, центр “Доверие”;

  • Горохова Галина Ивановна, Московская область, Раменское, школа № 5;

  • Грибанова Наталья Александровна, Амурская область, Благовещенск,
    школа № 25;

  • Гришина Олеся, Дагестан, Хасавюрт, педагогический колледж;

  • Гунжипова Б.Ц., Бурятия, Закаменский район, Бургуйская школа;

  • Гуружапов Виктор Александрович, Москва;

  • Добрынкина Ирина Геннадьевна, Кемеровская область, Мариинский район, школа поселка Калининский;

  • Дробченко Светлана Николаевна, Еврейская автономная область, Биробиджан, ПиМНО;

  • Дьяченко Ирина Сергеевна, Краснодар, центр образования “Старт”;

  • Дьячкова Татьяна Геннадьевна, Саха (Якутия), Якутск;

  • Еремина Галина Александровна, Ростовская область, Шахты, школа № 32;

  • Ерзикова Юлия Алексеевна, Томская область, Томский район, Корниловская школа;

  • Ермаков Иван Иванович, Нижний Новгород, Сормовский район,
    детский дом № 1;

  • Ермакова Наталья Михайловна, Москва, педагогический колледж № 9 “Арбат”;

  • Ефремова Марина Александровна, Ульяновская область, Сенгилевский район, школа поселка Силикатный;

  • Зверева Н.С., Московская область, Протвино;

  • Зверева Татьяна Николаевна, Чувашия, Чебоксары, лицей № 1;

  • Золотухина Галина Константиновна, Татарстан, Зеленодольск, лицей № 9;

  • Золотухина Татьяна Всеволодовна, Москва, школа № 793;

  • Зубова Ольга Александровна, Краснодарский край, станица Динская,
    школа № 3;

  • Иваков Алексей Григорьевич, Амурская область, школа села Тамбовка;

  • Игнатьева Ольга Михайловна, Башкортостан, Туймазы, гимназия № 1;

  • Изюмов Игорь Анатольевич, Ростовская область, Аксай,
    школа № 3;

  • Иорданских Арнольд Владимирович, Свердловская область, Красноуральск, КИД “Параллели”;

  • Кайтукова Людмила Амурхановна, Алания, Владикавказ, центр “Доверие”;

  • Калеменева Наталья Алексеевна, Красноярский край, Минусинск;

  • Калинина Валентина Григорьевна, Пермская область, Соликамский район, Родниковская школа;

  • Калякина Е.А., Амурская область, Белогорск, школа № 1;

  • Каракулина Надежда Дмитриевна, Белгородская область, Старооскольский район, школа села Архангельское;

  • Карельская Галина Петровна, Ленинградская область, Бокситогорск,
    школа № 3;

  • Карпенко Ирина Ивановна, Краснодарский край, станица Каневская,
    школа № 2;

  • Кенченбаева Л.А., Алтайский край, Бийская реальная гимназия;

  • Кириллова В.И., Краснодар, школа № 7;

  • Ковалерчик Анна Эдуардовна, Адыгея, Майкоп, школа № 2;

  • Конева Нина Алексеевна с дочерью Машей, Воронежская область, Борисоглебск, Центр внешкольного воспитания;

  • Константинова Ольга Васильевна, Иркутск, школа № 19;

  • Корниенко О.В., Томск, гимназия № 56;

  • Котовщикова Лилия Геннадьевна, Иркутская область, Шелеховский район, школа села Баклаши;

  • Красовитов Ю.Г., Челябинск, центр “Росток”;

  • Кудина Галина Николаевна, Москва;

  • Кузьмина Валентина Ильинична, Саха (Якутия), Чурапчинский улус, Хатылынская школа;

  • Кузовая Т.В., Амурская область, Белогорск, школа № 1;

  • Куприк Галина Ивановна, Краснодар, школа № 7;

  • Ланюгина Олеся Сергеевна, Еврейская автономная область, Биробиджан, ПиМНО;

  • Лашук Л.А., Краснодарский край, станица Анастасиевская;

  • Лебедева Л.Ф., Москва, школа № 1065;

  • Леонтьева Светлана Владимировна, Ленинградская область, Бокситогорск, школа № 3;

  • Ломтева Тамара Александровна, Калужская область, Жуковский район, поселок Белоусово, школа № 2;

  • Лоскутникова Надежда Анатольевна, Краснодарский край, станица Динская, школа № 3;

  • Лошкарева Н.В., Алтайский край, Бийская реальная гимназия;

  • Ляпина Людмила Анатольевна, Воронежская область, Борисоглебск, Центр внешкольной работы;

  • Мелик-Пашаев Александр Александрович, Москва;

  • Метелева Мария Михайловна, Саха (Якутия), Нерюнгри,
    школа № 2;

  • Мирошниченко Любовь Николаевна, Ростовская область, Таганрог,
    школа № 23;

  • Михайлова О.Г., Томск, гимназия № 56;

  • Михайловская Светлана Александровна, Саратовская область, Петровск, школа № 3;

  • Могила Ольга Ильинична, Краснодарский край, Лабинск, Центр развития образования;

  • Мухина Елена Александровна, Краснодарский край, Сочи;

  • Непомнящая Р.А., Томск, гимназия № 56;

  • Новлянская Зинаида Николаевна, Москва;

  • Овчинникова Любовь Николаевна, Красноярский край, Норильск,
    гимназия № 4;

  • Олейникова Е.В., Красноярский край, Лесосибирск,
    школа № 5;

  • Омаров Магомедрасул Магомедович, Дагестан, Шамильский район, школа села Нижний Балтух;

  • Падалеца Галина Петровна, Красноярский край, Норильск, школа № 28;

  • Перепелкина Людмила Павловна, Марий Эл, Козмодемьянск, школа № 3;

  • Погодина Альбина Александровна, Ярославль, педагогический колледж;

  • Покоянова Светлана Алексеевна, Красноярский край, Норильск, педагогическое училище № 58;

  • Попенко Зинаида Петровна, Калмыкия, Элиста, школа № 14;

  • Редей Галина Васильевна, Ивановская область, Ивановский район, Подвязновская средняя школа;

  • Рябичева Елена Анатольевна, Московская область, Раменское, школа № 5;

  • Саблина Ольга Васильевна, Воронежская область, Борисоглебск, Центр внешкольной работы;

  • Савин Айрат Юрьевич, Чувашия, Чебоксары, лицей № 1;

  • Клинк Н.Ю., Чувашия, Чебоксары, лицей № 1;

  • Самохвалова Светлана Викторовна, Краснодарский край, станица Каневская, школа № 2;

  • Сейфутдинов Р.Р., Татарстан, Зеленодольск, Татарская средняя школа № 16;

  • Семенова Валентина Владимировна, Башкортостан, Уфа, лицей № 96;

  • Семке А.И., Краснодарский край, Ейск, школа № 11;

  • Скоробогатова Людмила Павловна, Красноярский край, Норильск,
    школа № 23;

  • Смолькова Н.П., Мурманская область, Кандалакша, школа № 9;

  • Соломонова Т.П., Акбулакский филиал Оренбургского университета;
    Сосновская Тамара Григорьевна, Амурская область, Благовещенск,
    школа № 25;

  • Сукиасян А.М., Краснодар, школа № 7;

  • Сучкова Татьяна Леонидовна, Тверская область, школа села Оленино;

  • Терещенко С.Г., Кемеровская область, Междуреченск;

  • Федорова Наталья Анатольевна, Смоленская область, Рославль, школа № 4;

  • Харитонова Татьяна Рудольфовна, Калужская область, Жуковский район, поселок Белоусово, школа № 2;

  • Хохрина Лидия Васильевна, Самарская область, Сызрань;

  • Хочуев Абдулах Сафарович, Кабардино-Балкария, Нальчик, Коммунально-строительный колледж Кабардино-Балкарского университета;

  • Цыбикова С., Бурятия, Закаменский район, Бургуйская школа;

  • Чернышова Ю.А., Кабардино-Балкария, школа села Ново-Полтавское;

  • Чопик Лариса Григорьевна, Краснодар, школа № 7;

  • Шаврина Марина Владимировна, Дагестан, Ново-Георгиевская школа;

  • Шамарина Елена Сергеевна, Орел, Орловский коммерческий институт;

  • Шамсиева Рузалия Махмутовна, Татарстан, Зеленодольск, Татарская средняя школа № 16;

  • Шанулина Елена Александровна, Пермская область, Очерская школа;

  • Шашенкова Елена Анатольевна, Москва, педагогический колледж № 9 “Арбат”;

  • Шестакова Анастасия Васильевна, Челябинск, центр “Росток”;

  • Шифрина Н.В., Мурманская область, Кандалакша, школа № 9;

  • Штальбаум Татьяна Александровна, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, гимназия № 12;

  • Штауб И.Ю., Томск, гимназия № 56;

  • Юрченко Оксана Геннадьевна, Ленинградская область, Луга.

Нам остается ждать, кто из вышеперечисленных конкурсантов войдет дополнительно в общий список награжденных, в который будут включены авторы независимо от номинации (40 человек).

Все остальные участники получат специальные сертификаты УВКБ ООН и Издательского дома “Первое сентября”.
Мы сердечно поздравляем абсолютного победителя и лауреатов, а также благодарим всех участников за сотрудничество и ценные материалы,
представленные на конкурс.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru