Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Опять и опять приходится говорить об одном и том же. О качестве сельского школьного образования, о том, что под этим подразумевать и как его обеспечить. Появился даже такой термин – “крестьянское качество образования”. Это когда все максимально по делу, но в то же время с простором для полетов души. Работа с землей, ремесла всех видов, краеведение, экология, социальная практика в собственной деревне... Видов и форм настоящего качественного сельского образования множество, большинство из них давно известны и успешно применяются теми, кто не тратит время на разговоры и жалобы, а просто воспитывает детей. И мы, глядя на них, тоже как-то поутихли в публицистической перестрелке с теми, кто грозит уничтожить деревенские школы. Мы понимаем, что нет и не может быть одного, двух, трех рецептов выживания для всех. У каждой деревни – свой образ жизни, вызванный местными природными и историческими условиями. И мы вместе с нашими героями с Алтая и Вологодчины попросту радуемся: есть люди, которые дело делают, дают детям образование. То, которое этим конкретным детям нужно.

Профессия – оставаться дома

Если ребенок начинает поиски своего места в мире
по карте масштабом 1:1...

Мы уже привыкли к тому, что молодежь обязательно убегает из деревни. И удивляемся, когда находятся счастливые исключения. Когда деревенская школа сохраняет жизнеспособной саму деревню, находя каждому ребенку и взрослому его место. И за счастьем, оказывается, никуда ехать не надо – вот оно, тут, за твоим окном. Так говорят учителя из вологодского села Великий Двор, ежегодно отправляясь со своими учениками исследовать окрестные леса и озера.

Центр, объединяющий всех

Место действия – Тотемский район Вологодской области. В селе Великий Двор 50–100 учеников и нет никакой «светской жизни». Выход нашел директор школы Алексей Александрович Огарков – сделать школу учебно-воспитательным центром, объединяющим всех, кто может что-то дать детям. Постепенно к общеобразовательной школе добавились школа музыкальная и художественная, эколого-краеведческий клуб, клуб молодой семьи.
Уже много лет вологодские педагоги: литераторы, биологи, географы, химики, «иностранцы», «физкультурники», «трудовики» – все! – убеждены, что ставку сейчас надо делать на эколого-природоведческое образование (имея в виду, что в круг экологических входят и вопросы истории, культуры, социологии). Наблюдая, как стремительно одолевает поп-культура традиционную, великодворские учителя отчетливо понимают, что исход борьбы зависит от отношения человека к природе, к будущему окружающего его мира. Биолог по специальности, Алексей Александрович эту позицию формулирует так: «Человечество взаимодействует с природой как единый биологический вид, и у всех цивилизаций должен быть некоторый общий вектор усилий – “основы экологической арифметики”. Они уже выработаны людьми, они в том числе и в русской философии, русском космизме и великом русском естествознании Докучаева, Вернадского, Тимофеева-Ресовского. Их фундамент – осознание себя активной частью природы (и даже шире – Космоса), единство с ней». Это красиво звучит. Но как действовать педагогу?
Огарков и его коллеги начали с эколого-туристско-краеведческого клуба «Полюс». Исхожены и обследованы тщательно – по научным методикам – и близкие просторы Вологодчины, и Байкал, и Урал, и другие уголки России. Но экскурсии и походы, по мнению педагогов, не решают всех проблем. Понадобилась база для проведения практических занятий и выполнения научно-исследовательских заданий, и в Великодворье появилась эколого-природоведческая лаборатория с игровым экологическим городком для дошкольников и младших школьников и “географической площадкой”. Для детей был выделен участок, расположенный в 150 метрах от школы, на территории 5 га лесных естественных насаждений. Здесь на три километра растянулась экологическая тропа, на которой разместились 7 станций: «Кострище», «Муравей», «Сфагновое болото», «Сосна», «Ельник-зеленомощник», «Вырубка», «Пруд». На 5,5 га земли расположена агробиостанция. Прямо под открытым небом созданы учебные классы, обсаженные рядами растений из различных природных зон.

Специалисты и сотрудники

Объемные, переплетенные научные исследования учеников Алексей Александрович достает из шкафа бережно и торжественно. Золотым тиснением – заголовки: «Изучение состояния популяции некоторых редких растений долины реки Толшмы и проблемы их охраны», «Влияние социальных и экологических факторов на уровень заболеваемости населения», «Комплексная биогеоценотическая характеристика естественных экосистем левобережья Сухоны Тотемского района»… У каждой научной работы есть критики-рецензенты. Например, работу «Некоторые аспекты истории волости Печеньга…» рецензировали два вологодских профессора – доктор педагогических наук Л.А.Коробейникова и доктор исторических наук В.В.Судаков, старший научный сотрудник Тотемского краеведческого музея Л.И.Коренева и глава администрации Великодворского сельсовета Н.В.Слободина. На титульных листах некоторых работ имена и научных консультантов – ученых вузов Вологды, что в 200 километрах от Великодворья. А о том, что детское исследование – не просто глубокомысленные слова по поводу, а нужный, практически важный труд, говорят и вынесенные на титульный лист имена спонсоров и заказчиков. Среди них значатся и администрация Тотемского района, и колхоз «Великодворье», и Тотемский райпотребсоюз, и районный комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, и петербургское производственное геологическое объединение «Севзапгеология».
Научные работы детей – это часто анализ и синтез материала, собранного ребятами и взрослыми в экспедициях. К путешествиям готовятся долго и тщательно: зимой подбирается маршрут, согласовывается с организациями-заказчиками, составляется библиография и изучается регион, планируемый в качестве объекта исследования. В это же время почти ежедневно во второй половине дня проводятся занятия по основам туризма, экологии, краеведению, разучиваются туристские песни.
В отчетах об экспедициях обязательно есть страницы со списком их участников. Вот фрагмент одного из них: «Селиванов В., главный специалист по вопросам систематики и биологии растений, ученик 11 класса, Тихонов С., главный специалист по вопросам биологии животных, ученик 9 класса, Климов А., помощник экологов, ученик 5 класса». Специализация меняется ежегодно, и к окончанию школы каждый осваивает основные краеведческие специальности: геолог, эколог, ботаник, гидролог, геоморфолог, зоолог, почвовед. И практически 75% выпускников выбирают, уходя из школы, полюбившуюся специальность. Один из результатов работы клуба “Полюс” – постановление главы районного самоуправления «Об организации заказника областного значения “Вязы”». И вот уже несколько лет Огарков, его коллеги и ученики проводят в заказнике областные экологические школы. Вместе с вологодскими учеными учителя и школьники из районов области приезжали для отработки методов исследования и защиты природы.

Не хотят уезжать?!

Летом 2001 года Алексей Александрович с несколькими мальчишками в самое комариное время отправились в очередную экспедицию в еще не знакомый уголок Тотемского района. Короткое ознакомление с расположенным здесь уникальным древнейшим озером и его окрестностями показало, что рубки вокруг него губительно сказываются на судьбе озера – оно стремительно заболачивается.
– Что же делать? Как остановить лесорубов? – спрашивает Огаркова местный житель, радеющий за сохранение красоты озера, которым и пользовалось, и любовалось не одно поколение его предков.
– А мы посмотрим повнимательнее – возможно, соберем нужный материал и поставим вопрос о том, чтобы здесь был заказник федерального значения.
Наблюдая за вологодскими детьми, убеждаешься, что многие присматривают себе местечко если не в своей умирающей деревне, то рядом. Почему? Боятся конкуренции? Кто-то – да. Но большинство из тех, с кем довелось пообщаться, говорят о том, что лучше – когда тихо, когда вокруг природа, а не автомобили, лучше – когда у тебя есть огород и сад. Многое влияет на выбор человека, речь не об этом. Речь о том, что, похоже, в Вологодской области путь на модернизацию образования начат со спасения и преобразования конкретной деревни. Дети великодворья мечтают не о яблонях на Марсе, а о новом тракторе на несколько семей и пекутся о популяции редких растений. Их так учат, и этот путь образования и воспитания возник естественно, от земли, он, по Солженицыну, «нутряной» – и потому результативный. Мы в последнее время повторяем: «Будет жить школа – будет жить и село». А правильно и наоборот. Вологодские педагоги утверждают: будет жить село – и будет возможность становиться личностью, человеком, богатство которого – не знание английского и владение компьютером, а лес, речка, поле с травой в покос и чувство ответственности вот за такую недвижимость. И затрат на такую «реструктуризацию» надо не так много – достойную зарплату всем жителям села и магазины, в которых не только водка с колбасой, а еще и рюкзаки, книги, географические карты, музыкальные инструменты и инструменты для ручного труда.

Алексей ЗАВЬЯЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru