Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N15 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ.ТРАДИЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ.
Под общей редакцией Т.В.Цырлиной. Курск, 2001

Эта книга написана уникальным авторским коллективом (около 30 человек) – студентами факультета иностранных языков Курского государственного педагогического университета. Современные технологии, доступ к поисковым серверам Интернета, анализ оригинальных источников, отсутствующих на русском языке, позволили приоткрыть завесу над деятельностью оригинальных мыслителей прошлого и современности, познакомиться с работой интересных альтернативных школ, ранее не описанных в отечественной литературе. Авторам удалось также выявить ряд ярких альтернативных программ, применение которых могло бы обогатить российское образование.
Авторы пишут о структуре и содержании работы различных типов начальных и средних школ в странах Западной Европы, в США, Канаде, Бразилии, Австралии и Японии.
Так, в главе об особенностях образования в Великобритании, кроме описания традиционной системы начального и среднего образования, рассказывается об альтернативных школах – трехступенчатых, специализированных, технических, частных. Особое внимание в этой главе уделяется «рассказывающей и слушающей» школе в Бирмингеме, в которой учатся дети из разных этнических сообществ, разговаривающие на 16 языках.
Традиционные системы образования, как государственные, так и частные, в странах Западной Европы довольно хорошо известны в нашей стране. Мы очень мало знаем об оригинальных альтернативных системах. В Бельгии, например, уже более 80 лет существует альтернативная школа «Эрмитаж», основанная доктором О.Декроли. Основой обучения и основным организационным ядром в этой школе являются «центры интересов», в ней нет традиционных учебников, ученики пользуются литературой из домашних, школьных или муниципальных библиотек. В Дании (там обязательное обучение детей с 7 лет установлено законом 1689 года) принцип свободы образования провозглашен в качестве одного из ведущих, хотя там ясно понимают недостатки свободной школы: изоляция преподавателей друг от друга, их различный уровень подготовки, «разъединение» школ. Большой раздел книги посвящен датской альтернативной системе школ «Твинд».
В Нидерландах в частных школах учатся 70% детей, причем все школы финансируются одинаково. Разнообразие нидерландского образования поддерживается и существованием огромного количества (6300) авторитетных специалистов и экспертов в области обучения, которые анализируют работу школ и следят за соблюдением закона об обязательном образовании.
Во Франции бесплатное и обязательное обучение детей с 6 до16 лет, не содержащее каких-либо религиозных предпочтений, существует уже более 100 лет. Свобода обучения делает возможным существование государственных и частных школ, но государство заставляет принимать программы обучения, конкурсы и экзамены, одинаковые для всех. Во Франции озабочены распространением скрытых механизмов жесткого отбора в школы, провозглашающие равенство шансов, большим количеством молодежи, бросающей школу, проблемами неуспевающих учеников, несовершенством школьных программ («ученик, на которого обращены школьные программы, – это ученик, которого в практике не существует»).
Вторая глава книги посвящена альтернативным школам и программам в США. Как пишут авторы, есть два источника влияния на американское образование – это управляющие структуры и культурное многообразие. Основная деятельность по управлению образованием происходит на уровне штатов, а практическое управление школами ведется местными школьными округами, число которых примерно 16000. Отличительной особенностью американских школ является стремление осуществлять обучение здоровых детей и детей с физическими и умственными проблемами в стенах одного учебного заведения. В силу исторических, политических, экономических и социальных причин в США сформировалась система образования, характеризующаяся многообразием типов учебных заведений и содержания обучения. Это позволяет детям с разными способностями, выходящим из разной культурной среды, получать знания, достаточные для профессиональной деятельности или учебы в вузах.
В этой главе приводится подробное описание организации школ, использующих психологические исследования Говарда Гарднера, который выявил семь типов мышления человека: лингвистическое, логико-математическое, пространственное, телесно-двигательное, музыкальное, межличностное и внутриличностное – и разработал соответствующие технологии обучения. Эти технологии позволяют не только разнообразить процесс обучения, но и сделать его более эффективным. В этой же главе подробно рассказывается об особенностях межэтнического образования в США, об альтернативной Скарсдейской школе (в 20 милях от Манхэттена), приводятся названия спецкурсов и факультативов по разным предметам в этой школе, названия и разнообразие которых говорит само за себя. Очень интересна информация о чартерных школах – новом типе государственных школ, существующих на общественные пожертвования и управляемых родителями, педагогами и членами общественного комитета. Основу образования чартерной школы составляет контракт, заключаемый учредителями и представителями школьного округа. Из общего круга государственных школ их выделяет тенденция к сокращению числа учащихся в отдельно взятых школах и уменьшению числа учащихся в каждом классе.
В третьей главе книги рассказывается об организации образования в школах Канады, Бразилии, Австралии и Японии.
В Канаде созданы очень интересные «общепровинциальные» альтернативные школы. Так, в провинции Онтарио структура и организация системы образования в 1990-е годы были существенно модернизированы. В частности, была введена новая структура оценивания знаний, открытая для учащихся и родителей (тестирование, новые стандарты для 3, 6 и 9 классов), была ликвидирована селекция учащихся по классам с учетом их способностей, расовой и этнокультурной принадлежности.
Проблема системы образования в Бразилии (кроме других, общих для всех школ мира) обозначается термином «клиентализм» – это специфическое явление, выражающееся «в целенаправленном и осуществляемом в соответствии с политическим или социальным заказом распределении государственных средств, выделяемых на нужды образования, избранным школам-«клиентам». Это уже не элитарное образование, а «клиентарное». Там же рассказывается о Пауло Фрайере – замечательном бразильском педагоге, который утверждал, что развитие страны – это не только экономический прогресс, – это прогресс образования народа. В этой главе излагаются и тезисы знаменитой книги Пауло Фрайера «Учителя как просветители: письма к тем, кто отваживается учить».
Очень кратко в книге рассказывается о японской системе образования, о Чикуро Хироике – японском философе первой половины XX века, основателе науки моралология, очень интересно. В основу моралологии положена идея о том, что, поскольку человечество не смогло достаточно развить свой моральный дух и не может правильно использовать современные технологии на благо самому себе, науку необходимо ограничить рамками морали, а такая задача уже напрямую связана с педагогикой.
И в заключение авторы приводят сведения об австралийской школьной программе «Медиация сверстников», сущность которой состоит в том, чтобы в случае конфликтной ситуации участники спора имели возможность проанализировать ее с помощью специалиста и найти достойный выход, устраивающий обе стороны. Причем не прибегая ни к физическому, ни к психологическому насилию.
В книге приводится обширный список оригинальной литературы разных стран, посвященный проблемам образования. Тираж книги – 150 экземпляров – заставляет думать о необходимости возрождения Самиздата.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru