Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 52 
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 

Татьяна КОШКИНА

Владислав СИВОГЛАЗОВ:

«Я стараюсь не шокировать учителей революционными новшествами»

В этом году Президентскую премию в области образования получил авторский коллектив УМК по биологии для 5–11 классов, выходящий в издательстве «Дрофа». Этой премии удостаиваются учебные комплекты, сочетающие в себе новизну подходов и высокую востребованность в российской школе. И наш разговор с руководителем авторского коллектива к.п.н. Владиславом Ивановичем СИВОГЛАЗОВЫМ пошел о том, как же эти два требования удается сегодня соблюдать одновременно.

Владислав СИВОГЛАЗОВ

– Сейчас в оборот вошло выражение учебник «нового поколения». Можно ли считать полученную вами премию официальным признанием УМК «Биология 5–11» в качестве такового?
– Такая оценка – «учебник нового поколения» – всегда будет субъективна. Наш комплект был задуман в 1993–1994 годах, когда не существовало понятия «учебник нового поколения», но тогда нас действительно вдохновляла идея создания совершенно нового учебника по структуре, методическому аппарату, содержанию и полиграфическому исполнению. В итоге получился УМК, который не только не дублирует другие комплекты по биологии, но и принципиально отличается от них.
Очень важно, чтобы учебник представлял собой универсальный дидактический комплекс, доступный для учителя, ребенка, родителя. Отказавшись от традиционных параграфов, мы разделили содержание учебного материала по тематическому принципу, причем каждая тема включает инвариантную часть и вариативную (с дополнительным материалом), завершается тема дидактическим разделом (где есть и репродуктивные, и проблемные вопросы, тесты, задания для работы с рисунками, словариками и т.д., а также задания исследовательского характера: выполнение лабораторных и практических работ). Составляя задания, мы рассчитывали на то, что с их помощью можно не только закрепить изученный материал, но и проверить уровень его усвоения с помощью самоконтроля или контроля со стороны родителей ученика.
Кроме того, на мой взгляд, понятие «учебник нового поколения» должно предполагать в качестве непременного условия создание учебно-методического комплекта. В нашем комплекте ко всем учебникам разработаны контурные карты, атласы, лабиринты, электронные игры, рабочие тетради для учителя и ученика, методические пособия для учителя. Разнообразие вспомогательных материалов – тоже очень важное условие современного учебника. Сейчас готовятся к печати атласы-определители, хрестоматии «За страницами учебника».

– Чем отличается ваш комплект по содержанию от остальных десяти существующих на рынке УМК по биологии?
– Прежде всего отбором и структурой содержания учебного материла. В отборе и структуре содержания отражен принцип системного подхода к изучению биологии. В отличие от традиционных курсов биологии в нашем курсе вы не найдете учебников по ботанике, зоологии. Мы предлагаем учащимся изучать в 6 классе «Живой организм» и в 7 классе – «Многообразие живых организмов». Начиная изучение курса биологии в 6 классе с выявления отличий живой природы от неживой, в последующих статьях учебника мы отвечаем на вопрос, что общего между всеми живыми организмами, что объединяет их и позволяет отнести к органическому миру. Бактерии, грибы, растения, животные – всех их объединяют физиологические процессы, протекающие в каждом организме: дыхание, питание, размножение и т.д., все они (за исключением вирусов) имеют клеточное строение. Вместе с тем каждая группа живых организмов имеет морфологические и физиологические особенности, показывая их, мы реализуем тем самым принцип эволюционного изложения материала.
Однако основной особенностью нашего курса биологии является то, что в основе изложения учебного материала лежит принцип от общего к частному, а не наоборот, как в традиционном курсе, – от частного к общему. Мы устранили противоречие, существовавшее между принципом изложения учебного материала в традиционной системе биологического образования с общедидактическим принципом: от общего к частному.
Например, в химии сначала изучается периодический закон, а затем химия элементов, т.е. сохраняется принцип от общего к частному. А в биологии (в традиционных курсах) сначала предлагается изучить растения, грибы, бактерии и т.д., излишне подробно их строение, физиологические процессы, и лишь в конце курса биологии изучается клетка – та структурная единица живой материи, на уровне которой происходят все процессы.
Очень важным для нас является принцип преемственности. Изучение биологии в основной школе начинается пропедевтическим курсом «природоведение» в 5 классе. На самом деле это завершающаяся часть начатого в начальной школе курса «природоведение». Поэтому учебник «Природоведение. 5 кл.» мы писали вместе с А.А.Плешаковым, автором востребованных учебников природоведения для начальной школы. Принципиальным моментом можно считать тот факт, что в работе над учебниками принимали участие и ученые-биологи: так, в учебнике для 7 класса моим соавтором был к.м.н. В.Б.Захаров, в учебнике для 8 класса – д.м.н. М.Р.Сапин, а учебники для 9, 10 и 11 классов мы писали вместе с д.м.н. С.Г.Мамонтовым и В.Б.Захаровым.
Еще хочу отметить одну отличительную особенность наших учебников – это особая роль иллюстративного материала. Почти каждое основное понятие проиллюстрировано. Уверен, что современные учебники, особенно для 5 и 6 классов, должны использовать в первую очередь визуальные средства обучения, обеспечивать достаточный зрительный ряд. Ведь очень важно на этой ступени заинтересовать, создать положительный фон обучения. Поэтому формат наших учебников в два раза больше обычного, а красочные крупные иллюстрации занимают половину их объемов: учебники скорее похожи на книги для занимательного чтения. Учителя, которые работали с этим комплектом, замечают, что учеников просто завораживает иллюстративный материал, а это может дать положительный эмоциональный заряд на изучение всего курса. При этом зрительный ряд важен в качестве содержательного элемента. Наше сотрудничество с блестящим художником Петром Жиличкиным позволило в полной мере реализовать проект, касающийся видеоряда учебников.

– Есть ли идеи, которые не удалось воплотить в комплекте?
– Конечно, есть, и связано это с объективными причинами. Работа по новым учебникам требует внедрения новых педагогических технологий. Сегодня осуществляется реформа образования, и одной из ее задач является сокращение обязательного минимума содержания. И это я считаю совершенно правильным направлением, именно этой задаче отвечает проект государственных образовательных стандартов, в составлении которых я сам принимал участие. Этот проект сейчас обсуждается педагогической общественностью. Однако надо понимать, что мы не добьемся нужных результатов, если будем только сокращать обязательный минимум и изменять содержание учебников, но при этом забудем про нашего учителя. А особенность менталитета наших учителей, да и родителей, заключается в том, что сильным учителем считается именно тот, который дает больший объем знаний. И в глубине души все уверены: чем больше, тем лучше!
И даже если в учебнике будет сокращено обязательное для изучения содержание, все равно учитель будет требовать по-прежнему большой объем. Он будет компенсировать вычеркнутые темы с помощью собственных лекций, а в старших классах будет использовать вузовские учебники (лекционная система и сейчас развита даже в средней школе). И таким образом, никакой разгрузки механическим сокращением добиться невозможно.
Важнейшей задачей реформы является наряду с изменением содержания образования разработка и внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся умений самостоятельного поиска и использования информации из разных источников, включая Интернет. Я решаюсь говорить об этом только в определенных аудиториях, поскольку далеко не для всех это понятно и не всеми принимается.
Поэтому, составляя дидактическую часть нашего УМК, мы старались не шокировать учителей революционными новшествами и реализовали только некоторые свои идеи. И постепенно, я надеюсь, нам удастся создать курс биологии, при изучении которого библиотека, Интернет, реальное наблюдение и эксперимент становятся наряду с учебником равноправными источниками знаний, которыми очень важно уметь пользоваться.
Разгрузка важна не сама по себе и не только для того, чтобы сохранить здоровье детей, но также для того, чтобы в процессе обучения сформировать более адаптивную личность, способную развиваться. Наши учебники – первый шаг на этом пути, впереди еще очень много проблем.

– Именно такое осторожное сочетание консерватизма и новаторства и есть секрет популярности вашей учебной линии в школе?
– В какой-то степени да, но главное, что сегодня мы подошли к такому моменту, когда учителя начали доверять нашим учебникам. Как показывает опыт работы с учителями и методистами, а также мой семнадцатилетний опыт работы школьным учителем биологии, для того чтобы учитель понял и освоил новую содержательную линию курса, нужно два-три года. Учебники нашей линии для 5 и 6 классов уже прошли этот путь и приняты учителями. Мы привлекаем учителей из разных регионов к участию в конкурсах на лучшую рецензию, на лучшее поурочное планирование и т.п. Методические пособия к нашим учебникам создают учителя, работающие по ним. Вообще экспериментальную работу по новым учебникам мы проводим очень активно: организуем целые площадки для экспериментальной проверки наших учебников.
Интересно, что долгое время наши учебники выбирали молодые учителя, а сейчас, когда создан полный учебно-методический комплект, по нему хотят работать и имеющие большой опыт педагогической деятельности. Меня это очень радует.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru