Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Этот проект начинался летом прошлого года. Международная команда учителей обсуждала школу нового типа. Мы назвали ее, может быть, не слишком точными словами – виртуальная школа. Но главный смысл определялся общей мечтой о школе для ребенка, в которой бы дети учились самостоятельно, а учителя создавали для этого специальное образовательное пространство, где нашлось бы место и современным информационным технологиям, и новым формам общения детей и взрослых.
Вскоре проект начал обретать реальные контуры, и мы стали вести дневник виртуальной школы. Сегодня уже в третий раз публикуем его очередные странички. А кроме того, нашим читателям наверняка интересно узнать, какие сетевые конкурсы школьников проходят сегодня в Интернете и какие научные журналы, публикующие ученические работы, в нем можно отыскать.

Дорога в Ефремов, или Как мы продолжали строить виртуальную школу

Записки из дневника

С прошлой дневниковой записи, которая была сделана в № 86 «Первого сентября» за 2001 год, пролетело больше месяца. Не так уж много событий происходило, но наши представления о виртуальной школе постоянно менялись: побеждала то ее виртуальная часть, то – реальная. Мечты периодически рушились, словно башня из кубиков, но вдруг обретали живые очертания.

Из разговора с учителями 71-й московской школы

Итак, мы определили, что нынешняя ситуация в школе мало кого устраивает: ребята постоянно пропускают уроки, не хотят делать домашние задания, бывают слишком агрессивны или, наоборот, пассивны, много конфликтуют с учителями и между собой. В то же время учителя чувствуют непроходящую усталость, бывают раздражены, замкнуты, редко улыбаются. Общее настроение – руки опускаются, тоскливо и тускло. Как быть? Как преобразовать школу в дом, где всем было бы комфортно, спокойно и радостно?
Главную проектную идею принципиально нового устройства школы мы выдвинули еще к январю. Она заключалась в том, чтобы как можно больше индивидуализировать процесс учения. То есть постараться все так устроить, чтобы ребята захотели и начали учиться самостоятельно. Но в то же время предоставить им возможность включиться в качественно другую коллективную учебную деятельность. Имеется в виду проектная и исследовательская работа, образовательные путешествия, социальная и ремесленная практика, освоение новых информационных технологий. Роль учителей при этом неизбежно должна измениться. Им придется не уроки давать, а обустраивать совершенно иное школьное образовательное пространство, в котором классные комнаты, коридоры и рекреации будут преобразованы в предметные лаборатории, читальные и информационные уголки, мастерские, театральные подмостки, дискуссионные и клубные помещения.
До сих пор не нашлось точного названия такой школе, и пока зовется она виртуальной, то есть не выстроенной до конца, не существующей в нашей реальности. Но мы уже понимаем, что учиться в такой школе смогут только подростки, способные самостоятельно добывать знания.

Где же таких подростков взять?

В Ефремове – маленьком городке Тульской области, о котором мы писали в прошлой дневниковой записи, – нам обещали показать 4–9-летних ребятишек, которые умеют самостоятельно учиться, и познакомить с их учителями, создавшими в своей школе образовательную среду, похожую на ту, о которой мы мечтаем.
– Если хотите, чтобы ваши подростки учились сами, начните работать в этом направлении сначала с маленькими. Ведь через пару лет они перейдут в подростковую школу, которую вы решили сделать виртуальной, а там самостоятельность – главное качество ученика, – убеждала москвичей Ольга Александровна Кузнецова, директор ефремовской начальной школы–детского сада № 19. – Мы уже восемь лет создаем нечто подобное для саморазвития детей в детском саду и начальной школе, приезжайте и посмотрите!
Москвичи из 71-й согласились. Мы решили поехать с ними.
Школа школу учит. Вот это да! Не институт усовершенствования, не методист из управления образования, не заезжие ученые, а сами учителя отправляются к своим коллегам в гости, чтобы освоить способы их работы!

Можно все, только не мешайте детям учиться!

Принимали нас замечательно. Как и должно в русской провинции, угощали соленьями-вареньями, крольчатиной, картошечкой с грибами и огромным пирогом, испеченным школьным поваром. Ольга Александровна предложила рабочий план встречи.
– В нашей школе ходить можно везде, вопросы задавать всем, фотографировать все, – сказала она. – Единственно, чего нельзя делать, – мешать детям и взрослым свободно работать.
Мы только на следующий день оценили этот запрет.
Первый круг, свободная работа, погружение в математику, круг второй...
Собственно, вот такое расписание учебного дня и висит на стенке в ефремовской начальной школе. И у младших, и у старших. Согласитесь, непривычно. А впрочем…
Первый круг. Так его дети называют. А взрослые каждое утро, собрав ребятишек вокруг себя, 15–20 минут ведут с ними разговор о жизни, о сегодняшнем настроении, о том, что каждый из них чувствует, разглядывая, например, незнакомый предмет, или о том, как можно объяснить случившуюся историю. Ключевые слова: «что я думаю, что мне кажется». Психологи называют это начальной ступенькой постановки рефлексивного сознания. Такой ежедневный круг в школе, где 6–10-летние дети учатся сами, не просто уместен, а жизненно необходим, ведь учиться самостоятельно невозможно, если ты не в состоянии осознавать свою учебную работу – каждое действие, смысл картинки, задачки, учебного текста. Оказывается, на такую рефлексивную работу дети способны уже в 6–7 лет.
Свободная работа. Это значит, каждый учится тому, чему он хочет сегодня учиться. Не учитель говорит всем сразу: «У нас урок математики, откройте тетради в клетку», а каждый из детей сам выбирает, будет ли он математикой заниматься или лучше приготовит доклад про жизнь бабочки. Когда началась свободная работа, некоторые дети сразу ушли читать книжки в библиотеку, а другие, немного походив вокруг полок с учебными пособиями, выбрали, что хотели, и заняли рабочие столики.
Ясно, что вряд ли такая свободная самостоятельная работа получится, если детям нечего будет выбирать. В обычном классе ведь что они имеют? Четыре учебника в портфеле, скучные таблицы на стене и несколько детских книжек в шкафу. Разве с этим поработаешь? У ефремовских детей по периметру класса стоит десяток низких полок, на которых лежит около сотни самых разных дидактических материалов для самостоятельного изучения математики, русского языка, предмета «Окружающий мир», чтения. А сверх этого: по физике, химии, биологии, анатомии, астрономии, истории, географии, экономике, искусству и многому другому, чего обычно в начальной школе не изучают. Выбирай любой материал, садись за свой стол и работай самостоятельно! А если нужна помощь, подними руку или подойди к учителю. Почти все дидактические материалы ефремовские учителя придумали и сделали сами. И включили в их содержание всю официальную программу начальной школы. Огромная работа! Московичи приуныли: «Сможем ли мы так?» «Сможете, – убеждали ефремовцы. – Придется, конечно, немало потрудиться, но, во-первых, мы готовы вам помочь, а во-вторых, есть ради чего стараться, ведь когда все будет готово, вы сможете заняться наблюдением детей в свободном полете. А это в сто раз интереснее и важнее, чем готовиться к текущим урокам».
Дальше в расписании стоял второй круг, а у старших – погружение в чтение. Московские учителя сразу отметили, что эти 20 минут более походили на урок. Ведет второй круг педагог, тема – одна на всех. Но никакого объяснения нового материала нет. Учитель задает свои вопросы, а ребята один за другим отвечают, как знают, что думают. Отгадывают загадки – и в переносном, и в буквальном смысле слова. Выходит, дети собирают воедино и раскладывают по полочкам сознания то, что прежде существовало в нем отрывочно и разрозненно. Будто наводят порядок в своих личных, пока еще не слишком глубоких представлениях о том или ином предмете жизни, обогащая эти представления и перенося в область собственного понимания.
…Учебный день подходит к концу. Дети стайками выбегают на улицу. После прогулки – обед, а потом занятия в кружках – их тоже можно выбрать, а можно и не выбирать...
Конечно, эту маленькую школу в Ефремове нельзя назвать виртуальной – она более чем реальна среди засыпанных чистейшим снегом старорусских городков. Но ее ученики, покажи им, как работать на компьютере, да выдай ключи от библиотеки и лаборатории, отправь в мастерскую, запросто освоят основы наук и законы человеческой жизни, потому что уже сейчас умеют учиться сами, самостоятельно, как в настоящей виртуальной школе. И разве одно это не вселяет в нас, взрослых, надежду на лучшую жизнь для них и для нас, на реальную школу для ребенка, которую мы все-таки построим.

Елена ХИЛТУНЕН
Продолжение. Начало дневника читайте,
пожалуйста, в № 70, 78, 86 за 2001 год.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru