Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Еще не вечер...

Деревне необходима новая форма образования.
А может, хорошо забытая старая?

Подростки хотят учиться. Но по-другому

Пытаясь сориентироваться в современной образовательной ситуации, мы так или иначе сталкиваемся с проблемами десятилетней давности. Перестроечные годы в обычной школе были бурными, а вот сеть вечерних школ оставалась неизменной, и к началу 90-х годов ее значение упало совсем. И вдруг к концу века – всплеск интереса педагогов и управленцев, принципиальная смена состава учеников.
И теперь речь идет уже не о вспомогательном учебном заведении. По-новому складывается модель своеобразной массовой школы: вечерняя (сменная) школа с сетью учебно-консультационных пунктов как многопрофильное учреждение с очно-заочной формой обучения, с экстернатом, семейным, дистанционным обучением. Именно эта новая модель оказалась особенно пригодной в сельской местности. В каждой из школ складывается свое сочетание форм, сроков, уровней, направлений начального, основного и среднего образования.
Сейчас база вечерних школ по области расширяется. В прошлом году появились три новые вечерние школы, возникло 45 учебно-консультационных пунктов, за год количество учеников выросло более чем на 1000 человек. Всего же в Ростовской области в вечерних школах обучаются 17,5 тысячи человек. Этому способствовало и письмо заместителя главы администрации области А.И.Бедрика главам муниципальных образований, где рекомендовалось разработать программы развития очно-заочного обучения на 2000–2002 годы – такие программы, которые явились бы частью программ социально-экономического развития районов области.
Вечерняя школа по существу сегодня выполняет задачи реабилитации, коррекции и социальной защиты подростков. Во многих школах работают педагоги-психологи, педагоги-социологи. Вечерняя школа заметно помолодела, открываются 6–9-е классы. Из дневной школы продолжают уходить не желающие, не успевающие учиться дети с различного рода физическими отклонениями, дети из неблагополучных семей. В дневную школу часто не попадают дети-беженцы (причиной тому языковые проблемы, запреты родителей), дети, по разным причинам пропустившие несколько классов. У работающей молодежи – свои причины перехода в вечернюю школу. То есть круг учеников вечерней школы особенно сложный и разнообразный.
Проблема еще и в том, что вместе с официальным снижением образовательного ценза снизилась заинтересованность родителей в получении среднего образования их отпрысками. Исчезли принудительные методы получения аттестатов, а следом из классов исчезло и довольно ощутимое количество учеников. Но при этом есть способные дети, желающие получить качественный аттестат с наименьшими нервными и временными затратами, среди них – даже медалисты. Ребята хотят учиться, но не так, как они это делали всегда. Очно-заочная, вечерняя форма обучения оказывается более подходящей для подростков. Особенно для сельских, занятых в домашнем хозяйстве.

Вечерняя школа в деревне?

Как показала жизнь, различные модели очно-заочного, семейного обучения, экстерната удобно формировать на базе существующих на селе малокомплектных школ. В конкретных условиях того или иного села в согласии с традицией, с обществом односельчан подобная модель обучения будет складываться естественным образом, без надуманных, даже если они кажутся прогрессивными, нововведений. Но, разумеется, каждой такой школе необходимо обновление материально-технической базы, учебно-методической литературы.
Возможно ли укладываться в рамки существующего финансирования сельской школы и осуществлять даже минимально необходимые организационные идеи? Большой вопрос. И дело не только в объемах финансирования, но и в самой логике его выделения. Если финансирование обусловливается существующими требованиями минимальной наполняемости классов соответственно Типовому положению, то в теперешнем положении вещей в сельской школе можно застрять навечно. Также совершенно ясно, что в ближайшее время учебники для вечерних школ не появятся, их издание попросту нерентабельно. В настоящее время учителя наших школ адаптируют учебники массовой дневной школы в соответствии с требованиями минимального содержания начального, среднего (полного) общего образования. Многие школы имеют опыт апробирования программ, большинство из них разрабатывает собственный программный пакет.
А в смысле материального оснащения школ, по сути, сейчас обсуждается только тема компьютеров. Конечно, со временем информационные технологии, наверное, станут приоритетным направлением в структуре образовательной системы. Но пока в нашем распоряжении реальные возможности реальной сельской школы, будь она малокомплектной начальной или основной, дневной или вечерней. Боюсь, что на сегодняшний день тотальная компьютеризация сельских школ сродни повороту рек в Сибири, поскольку это связано далеко не только с закупкой техники, но и с постоянными в дальнейшем финансовыми и кадровыми затратами. Даже городские фирмы используют возможности своей компьютерной техники на несколько процентов, решая узкоспециализированные задачи (из-за отсутствия специалистов). Что же говорить о школах, каждой из которых потребуется по крайней мере один высококвалифицированный специалист-организатор, способный должным образом и технику обслуживать, и учить других эффективно использовать ее для обучения каждого ребенка.
Кроме того, компьютер вещь персональная, им нужно владеть хотя бы на момент обучения, а это доступно материально обеспеченным семьям. При разработанном учебно-методическом обеспечении такой вариант будет играть неоспоримую роль в получении дистантного образования. Это и экстернат, и семейное, и очно-заочное, и даже дневное образование. Но это дело будущего. А пока, желая дать базу знаний детям, оказавшимся в вечерней школе, нужно поторопиться находить более доступные и достаточно эффективные варианты решений. Уже накопилось довольно много интересных идей, которые нам кажутся реальными и востребованными в сельских дневных и вечерних школах.
1) Комплексная разработка базы дидактических материалов, технологических карт, планов-конспектов на печатной основе. С их помощью ученики смогут самостоятельно получать нужный материал при любой форме обучения. Это простейшая модель заочного образования. Подобные разработки ведутся, но кустарно, во многих школах. Большинство готовых материалов также имеется в Академии образования, и федеральный заказ на них, без сомнения, будет востребованным.
2) Обеспечение каждой школы элементарной аудио- и видеотехникой. Подготовленный блок видеокассет с записью тем программного материала должен содержать краткую тематическую информацию, контрольные задания (это своего рода телевизионное репетиторство). Таким образом, организатором образовательного процесса сможет стать не только учитель (это отчасти решит кадровый вопрос о педагогах-предметниках), но и любой заинтересованный в этом взрослый человек. Это удобно для экстерната и семейного обучения. Такой вариант вполне осуществим на муниципальном уровне. В идеале он заполнил бы вероятный десяти-пятнадцатилетний период перехода к системной компьютеризации школ.

Владимир КАЛАШНИКОВ,
Юлия МАСЛОВА
Ростовская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru