Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 4, 2001ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 4, 2001

Учебная литература и образовательные программы становятся все более специализированными, что ведет к увеличению объема фактологических знаний, которыми должны овладеть школьники. Запомнить и осмыслить все факты невозможно, поэтому многие преподаватели естественно-научных дисциплин сосредотачиваются на технологической стороне опытов. Однако это только часть процесса экспериментирования. Демонстрация эксперимента может стать способом вызвать дискуссию, не ограниченную рамками учебного времени. Атмосфера творческого экспериментирования может не только способствовать изучению естественных наук, но и сгладить традиционный барьер между «физиками и лириками».
«Не бойтесь экспериментировать», – сказал К.С.Станиславский. Эту крылатую фразу применительно к школьному образованию можно интерпретировать по крайней мере в двух смыслах.
В первую очередь экспериментирование расширяет научный кругозор: от «меловых» формул до опытов с парадоксальным результатом, настраивающим на выработку стратегии поиска и выбора удачной гипотезы.
Вместе с тем в экспериментировании присутствует многозначность незавершенного знания. Это идея лаборатории в широком смысле слова, когда ни у кого нет монополии на истину.
(«Экспериментирование как школа свободной мысли». А.Ф.Беленов, Нижний Новгород)


ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 4, 2001

«Серый учитель» по-своему гениален, просто его гениальность получила иную направленность. Жизненное кредо человека, воспринимаемого нами как «посредственность», – экономь энергию. Те, кому не хватает энергии на развитие, занимаются выживанием. Те, кому не хватает энергии на выживание, – имитируют.
«Теневая педагогика», т.е. педагогика того, кто держится в тени, – это самая старая и самая разработанная педагогическая технология имитации. Как распознать имитатора?
Имитатором-дилетантом движет страх, чтобы его не распознали, а этот страх как раз и виден невооруженным глазом. Профессиональному имитатору нечего бояться, он знает свои основные права: каждый учитель имеет право на ошибку, учитель имеет право не быть гением, учитель имеет право быть личностью, он не халтурит, а работает в своем стиле.
Если имитатор работает в школе, имейте в виду – работает не личность, работает функция. Суть в том, чтобы не быть эмоционально вовлеченным в процессы, происходящие в школе.
Число приемов имитации бесконечно: «дача уроков» по инструкции, диктовка по конспекту, затяжная перебранка, автобиографические рассказы – «немножко о себе на 45 минут», выяснение отношений и, конечно, гипноз учащихся (особенно начальных классов) – давление собственной личностью и властью.
(«Основы теневой педагогики. Введение в педагогическую имитацию». Игорь Сергеев)


ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. № 3, 2001ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. № 3, 2001

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств.
Если критика справедливая, то не надо оправдываться или выдвигать ответные претензии. Признайте факты и извинитесь. И только после этого имеет смысл говорить что-то в свое оправдание, причем лучше всего – правду.
Если критика несправедливая, то типичные реакции на нее – агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание – не являются эффективными. Переведите тему в конкретную плоскость, признайте право на существование другой точки зрения (это не означает согласие с ней).
Если критика общая («всегда», «никогда», «вообще» и т.п.), не обижайтесь. Уточните, что именно хочет «нападающий». Важна первая реакция, именно от нее зависит, куда пойдет беседа дальше – на возрастание конфликта или на его снижение.
Для того чтобы уметь пользоваться этими советами, надо потренироваться. Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком по очереди говорите друг другу «гадости», причем делайте это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критики. Ваш партнер (и вы в свою очередь) должен говорить, какой вид критики был использован и что на это можно сказать. Делать это упражнение легко, приятно и очень полезно.
(«Как надо относиться к критике». Екатерина Кадиева)



ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 5, 2001ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 5, 2001

Хорошо известно, что интеллектуально развитый человек не всегда является человеком воспитанным. Нравственное воспитание представляет собой одну из важнейших глобальных проблем современности.
В ближайшие десятилетия следует ожидать новых открытий в науке. Прежде всего это касается физики, биологии, генетики и теории информации. История показывает, что все крупные достижения науки человек всегда использовал для разрушения и уничтожения. Противостоять этому могут только высокие нравственные принципы и моральные ограничения, которые должны воспитываться у людей с детства и поддерживаться в течение всей жизни.
Так, уже более 30 лет во всех начальных и средних школах Японии изучается предмет этика, который является обязательным в государственной образовательной программе. Еженедельно в течение одного часа преподаватели и учащиеся обсуждают различные примеры высоконравственного поведения людей в обществе. Принципиальное отличие японской системы образования от образовательных систем других стран (особенно европейских) заключается в том, что главной целью общего образования в Японии считается воспитание нравственности учащихся и развития у них интереса к образованию. Что же касается получения знаний, формирования навыков и умений, то эти задачи рассматриваются как менее приоритетные.
(«Стратегические приоритеты образования». К.К.Колин)


СОЦИС.
Социальные исследования. № 12, 2001


Перемены, происходящие с чтением, стремительны. Новые информационные технологии качественно меняют всю среду обитания человека. Особенно восприимчивы к ним дети и подростки 10–15 лет. Различие между подростками-читателями и подростками-пользователями компьютером становятся все более заметными. Появились уже три группы подростков: «программисты», «игроки» и традиционные «читатели».
Среди традиционных «читателей» отмечается тенденция к прагматизации чтения, которое часто меняет масштаб и/или принимает новые формы (читаются произведения кратких жанров, статьи в энциклопедиях и справочниках, все чаще используются электронные носители информации). Так читатели оказались промежуточной группой, примыкающей в большей степени к «программистам».
Подростки-«программисты» наиболее восприимчивы к мировым тенденциям в области чтения (переход к деловой его составляющей, мультипликация источников информации и др.). «Программисты» учатся и развлекаются, обращаясь к самым различным видам информации.
Наибольшая группа риска – это подростки-«игроки», которые поисками информации не озабочены, а потребляют то, чем в готовом виде их снабжают телеэкран и друзья. Именно «игрокам» грозят многие негативные последствия информатизации. Распространение экранной культуры, для которой свойственна подача информации в рамках кратких жанров и в привлекательной упаковке, вызывает значительные трудности в их психофизическом развитии, порождает мозаичность восприятия, неумение концентрировать внимание. Вследствие привычки к играм, предполагающим молниеносную реакцию, а не рассуждения, информация воспринимается «игроками» весьма некритически.
Если для «читателей» и «программистов» сама множественность источников информации позволяет сравнивать и размышлять, то скудость их у «игроков» подобной возможности не представляет. А длительное пребывание в виртуальном мире позволяет «игрокам» некритично переносить законы виртуального мира в повседневную реальность. Отсюда недалеко до пренебрежения к личной свободе, подкрепляемого возможностью управления героями с помощью кнопок, и многие другие явления, затрудняющие и саморазвитие, и общение с другими людьми.
«Читатели» и «программисты» интересуются «деловой» (школьной и специальной) и развлекательной литературой, «игроки» же как читатели чаще ограничиваются только школьными заданиями. Использование Интернета у «читателей» и «программистов» соотносится с их условной специализацией, «игроки» особого интереса к Интернету не проявляют.
Это все было установлено в результате зондажного опроса детей в читальных и компьютерных классах детских библиотек и в залах игровых автоматов.
(«Подростки: чтение и использование компьютера». И.А.Бутенко)


НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
Сборник статей. Великий Новгород, 2001


Одним из высших проявлений художественного творчества можно считать педагогику – искусство воспитания.
В настоящее время в обществе стали распространяться образовательные программы, отрицающие значение воспитания. Обратной стороной такого отрицания становится наукообразное оправдание безнравственности и зла в их различных проявлениях. Эти программы и соответствующие им учебники проникнуты довольно откровенной проповедью магии, оккультизма, язычества.
Цель подобных программ и учебников – «образование» одинаковых в своей расплывчатой неопределенности и распущенности существ. Например, в сборнике «Школа 2100. Приоритетные направления образовательной программы». Вып. 4, М., Баласс, 2000, с. 68, пишут: «Воспитание, следовательно, не есть внушение учащимся каких-то принципов жизни и деятельности, не есть навязывание им системы отношений, но поддержка и выращивание естественной человечности в детях». Но «естественное» – это природное, то есть стихийно-животное,
дочеловеческое, бездуховное.
Творчество – это качественное преобразование бытия, оно по определению художественное, только в разной мере у разных творцов. Художественное творчество по своим духовным установкам предполагает нравственное или, наоборот, безнравственное воздействие на душу, то есть воздействие воспитывающее или убивающее. Поэтому и получается, что «естественные» творческие установки могут привести к усилению губительных начал в «творении». С утверждением приоритетов «естественного» постепенно стирается понятие неестественного или еще противоестественного – ведь все, что хочется «естественному» человеку не может быть противоестественным.
(«Нравственно-воспитательные основы художественного творчества». А.В.Моторин)


УПРАВЛЕНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ.УПРАВЛЕНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ.
Сборник статей.
Санкт-Петербург, 2001


Многие учителя и школьные руководители страдают заштампованностью учительского лексикона. Коварство его в прилипчивости штампов в учительской речи. Следствием ущербности языка учителя становится недостаточное развитие личности учащегося. Особенно плохо действуют на слушателей трафаретные по содержанию речи, усугубленные оборотами-сорняками (оборотами-паразитами) типа: «так сказать», «ну вот», «нужно знать», «на самом деле» и др.
Источником речевого мастерства являются ораторское искусство и культура речи. Смысловая точность выражений (понимание и точное употребление слов, правильное их согласование и падежное управление), выразительность средств (интонация, ритм, паузы, темп речи), соблюдение норм литературного произношения (ударения, оправданность и уместность применения аббревиатур) – все это создает неповторимую речь-музыку учителя.
Особое место в речевом мастерстве – техника речи, комплекс навыков речевого дыхания, дикции. Голос для педагогов – особая ценность. Его утрата ведет к профнепригодности. Известный афоризм «дикция – вежливость актера» вполне может быть применим к педагогическому общению. Каждый звук речи несет определенное эмоциональное содержание. Темп речи должен быть в пределах 50–70 слов в минуту.
Овладевая речевым мастерством, учитель будет получать все большее удовлетворение в работе, доставляя своими яркими и содержательными словами радость и удовольствие ученикам и коллегам.
(«Речевое мастерство педагога-руководителя». В.Г.Куценко)


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ.
№ 3, Хабаровск, 2001

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – сложная аналитическая операция, требующая навыков исследовательской работы.
В центре внимания следует поставить результаты работы за прошедшие три года, но по существу дела – попытаться сопоставить опыт последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период. Как и для всяких других обобщений, при самоанализе необходимо собрать значимые факты, которые следует сначала подвергнуть «первичным описаниям» и лишь потом, сравнивая «первичные описания», делать промежуточные и итоговые выводы.
Для того чтобы самооценка была корректной, необходимо помнить, что:
– оценка деятельности должна быть оптимальной, т.е. зависеть от типа образовательного учреждения, его образовательных программ, психолого-педагогической характеристики класса и коллег;
– научно-корректная оценка деятельности требует сравнения достигнутого с прогнозом этих результатов, сделанным раньше. Если прогноз оказался правильным, значит, дети учились на максимально возможном для них в данный момент уровне;
– хорошие результаты не всегда свидетельствуют о хорошей работе учителя, ибо потенциальные возможности детей могут быть выше;
– посредственные результаты все равно могут служить основанием для высокой оценки работы учителя, школы, если эти результаты на данном этапе максимально возможные.
Результаты аттестации учителей, не согласованные с их самооценкой, бесполезны. Этот процесс должен быть системным, корректным, не зависящим от субъективных причин и случайных показателей – проценты, баллы и т.п. не дают объективной информации, они в изолированном виде некорректны. Наряду с ними обязательно должны быть показатели личностно-психологических интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития личности учителя.
(«Самоанализ профессиональной деятельности учителя». Л.И.Боровиков)


ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. № 3, 2001ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ. № 3, 2001

Хорошо ли, если человек – оптимист? Плохо ли, если человек – пессимист? Конечно, оптимистично пытаться «пробить головой стену» так же нерационально и неэффективно, как и пессимистически не быть способным решиться «пройти в открытую дверь».
В каждой или почти каждой массовой профессии эти два типа людей могут успешно сотрудничать, выполняя разные функции и дополняя друг друга: оптимисты лучше видят разные выходы из трудных ситуаций, они убеждены, что реализация их возможна, а пессимисты лучше видят разнообразные трудности, препятствия и опасности, они понуждают коллег к более внимательному рассмотрению всех «за» и «против».
Поэтому наиболее органичным может быть только коллектив, в котором присутствуют и оптимисты, и пессимисты. Конечно, не в таком резком разделении. Существует много градаций и сочетаний оптимистических и пессимистических свойств. Кроме того, при исследовании позитивных и негативных диспозиций по отношению к профессионально важным качествам личности выяснилось, что у молодых работников большее регулирующее значение имеет стремление избежать проявления негативных качеств, тогда как у более зрелых доминирует стремление проявить позитивные качества.
Главная задача – не конфликтовать, не отметать оптимистические прогнозы, не пренебрегать опасностями, а размышлять и сотрудничать.
(«О пользе оптимизма и пессимизма». А.А.Горбатков, Кельцы, Польша)


ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ. № 2, МОСКВА – ОБНИНСК, 2001ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ. № 2, МОСКВА – ОБНИНСК, 2001

Ребенок часто слышит негативные личностные оценки от родителей и учителей. Опасность таких оценок личности ребенка заключается в том, что в отличие от взрослых он еще не знает до конца своих достоинств. И представление о себе формирует исходя из той информации, которую получает от окружающего мира.
Если ребенок часто слышит такие слова, как «лентяй», «бездельник», «балбес» и т.п., то представление о себе у него будет вырабатываться именно в этих терминах. Поведением ребенок будет только подкреплять свои внутренние ощущения.
Исследования и анализ общения родителей и учителей с детьми показали, что из всей массы оценочных высказываний в адрес детей 45% – отрицательные, 30% – положительные и 25% – неопределенные. Может быть, этот факт является одной из причин низкой самооценки детей, что, в свою очередь, ведет к жизненной и профессиональной неуспешности.
Чем можно заменить оценочные высказывания?
Только любовь к ребенку, вера в него и в его способности являются определяющими в формировании творческой личности ребенка. Дети не для того, чтобы мы их оценивали и предъявляли требования. К любой личности, в том числе и ребенка, нужно относиться безоценочно, как к явлению, которое само по себе интересно и ценно. Оценивание – это «измерение», продукт сознания, а сознание может быть разным у различных людей, оно зависит от возраста, образования, воспитания. Дети лучше понимают проявления чувств.
(«Актуальные вопросы воспитания детей». В.М.Даринская)

По материалам Государственной научно-педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru