Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Яна ДЮКОВА

Способ включить ребенка в школьную жизнь

И исключить из этой жизни болезненные проблемы

Вообще говоря, чем больше в школе Психологов, тем лучше школа. Детям интересно и легко учиться в ней.
Малышам Психологи помогают понять школьные правила, найти свое место в школьном сообществе, привыкнуть к необычному распорядку дня. У некоторых трудности дома, и без поддержки Психолога они не смогут всерьез заниматься – будут думать о том, что их беспокоит больше чем учеба. Трудности могут возникать, конечно, не только дома, но и в самой школе – с одноклассниками, более старшими ребятами, учителями.
Психолог – человек, который занимается самым главным для ребенка делом – помогает ему “вписаться” в школьную жизнь.
Просто принято считать, что если ты будешь, например, работать наравне со всеми, или учиться хотя бы удовлетворительно, или выполнять еще какие-то нормы, то автоматически “впишешься”. Это не совсем так: многие только тогда и начинают как следует работать в коллективе, когда чувствуют себя в нем уютно, в своей тарелке. Не случайно принято в начале любой общей деятельности знакомиться: с незнакомыми вместе работать труднее, чем со знакомыми. Правда, иногда мы знакомимся за работой: так легче узнать, кто чего стоит, на кого можно положиться, а на кого – нет; но за учебой знакомиться труднее, чем за работой.
Один боится выглядеть неумным, другой – смешным, третий – боязливым. Катя соображает быстро, а Алена – медленно, зато с памятью наоборот; начинается конкуренция. Учитель считает, что он должен все знать, а Леша любопытный и задает каверзные вопросы; вот и обиды. Все эти общеизвестные и, я думаю, всем памятные неурядицы – начальные условия нашего обучения. Как пишут в задачах, “дано...” А потом начинаются сами задачи, вопросы, задания. И Саша, который не хочет выглядеть выскочкой, получает тройку за то, что отвечает “неуверенно”.
Во всем этом разбирается Психолог. Психолог смотрит на плачущего Сашу и понимает, что причина слез вовсе не в тройке, а в несправедливости судьбы, с которой он сегодня на уроке продолжил свое знакомство; видит, что близкие подруги Алена и Катя дерутся, и догадывается, что дело не в ссоре, что ссоры-то, может, и не было, а было глубокое разочарование своими способностями и недовольство собой.
И Психолог, желая, конечно, не столько прекратить все неприятности и тревоги (дело житейское, у кого их нет?), сколько помочь этим людям разобраться со своей жизнью, со своими способностями, со слабыми и сильными сторонами своего ума и характера, “вписаться” в жизнь, говорит с ними не о слезах, не о ссорах и обидах, не о хулиганстве. Говорит об их действительных, глубоко и по-настоящему переживаемых трудностях. С Сашей – о судьбе и ее проявлениях в Сашиной жизни, с Аленой – о ее способе мышления...
Психолог способен видеть сильные стороны в любом человеке, умеет замечать их и говорить о них так, чтобы человек узнал в этих словах свои настоящие качества. Психолог может тактично обойти слабые стороны и болезненные места другого человека, а если собеседник сообщает о своем желании обсуждать их, то в состоянии и помочь в поисках выхода из положения.
Психолог в школе никогда не будет тестировать детей, то есть проводить над ними эксперименты и опыты, без их согласия, без того, чтобы они знали его намерения и цели и разделяли их. Почему? Потому что тест – это своего рода обман: я могу узнать о тебе куда больше, чем ты сам хочешь сказать мне. Это, во-первых, по-человечески неэтично, а во-вторых, это работает не за, а против Психолога, так как нарушает доверие, без которого его работа становится невозможной. Точно так же Психолог без согласия ребенка никогда не расскажет никому, о чем они, оставшись вдвоем, говорили: иначе серьезные разговоры с ним станут большой редкостью и, нуждаясь в помощи, ни дети, ни взрослые больше не попросят о ней Психолога.
Вообще перед Психологом стоит трудная задача: он должен, оставаясь тем, кто он есть, – библиотекарем, учителем, гардеробщицей или штатным психологом, выйти за рамки своей профессии, увидеть другого не как получателя от тебя знаний или утешений, обладателя куртки, которую ты принимаешь и хранишь, читателя вверенных тебе книг, а как равного тебе, небезразличного тебе, интересного тебе и столь же ценного, как и ты, человека.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru