Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

“КУДА ИДЕТ РОССИЯ?” Так называется Международный симпозиум, который ежегодно проводят Московская школа социальных и экономических наук и Интерцентр социальных и экономических исследований.
Сегодня мы рассказываем о наиболее интересных докладах, прозвучавших на IX симпозиуме в январе 2002 года.

Тенденции развития политической жизни страны не внушают обществоведам слишком большого оптимизма. Зато социологи, изучающие развитие экономических отношений, настроены иначе. Их доклады, посвященные локальным, но важным темам, показывают, что отношения бизнеса и общества, бизнеса и государства начинают постепенно приходить в порядок.

Татьяна ВОРОЖЕЙКИНА,
преподаватель Московской высшей
школы социальных и экономических наук

Правила и персоны

Татьяна Ворожейкина вообще-то специалист по Латинской Америке, хотя на этой конференции она выступала как политолог. Ее взгляд на новейшую историю России и перспективы страны довольно грустен.

В начале девяностых годов мы миновали точку бифуркации, когда еще могли развернуть страну к демократии и гражданскому обществу, а теперь такого выбора у нас уже нет и мы почти планомерно движемся к воссозданию “государственно-центричной матрицы” развития, предполагающей абсолютное доминирование государства во всех сферах жизни. Эта самая матрица хорошо знакома нам по советской (да и досоветской) истории, но совершенно не соответствует современным требованиям к организации социальной, экономической и политической жизни страны. Тем не менее именно к ней мы и движемся на полном ходу.
Доказательства?
Выборы не стали инструментом смены у власти разных политических сил, политических партий. Они все более управляемы из Центра; если там и не научились еще всегда добиваться избрания конкретного кандидата, то уже вполне овладели техникой вытеснения, “неизбрания” кандидата нежелательного.
Идет трансформация государства в унитарное, везде и повсюду управляемое по единому, заданному сверху образцу, управляемое чиновниками, подчиненными Центру.
Государство контролирует политические партии, благоволит одним (и те тут же начинают процветать), вытесняет на обочину политической жизни другие, оппозиционные.
Укрепляются силовые структуры и полицейский надзор за электронными сетями, усиливается давление на средства массовой информации.
Разумеется, с места немедленно последовала реплика: “Вы против укрепления государственности?! Но во многом трудности последних лет были связаны как раз с тем, что государство стало слишком слабым! Я не понимаю, какие могут быть реформы без укрепления государства...”
И ответ: укрепление государства – это хорошо; плохо, что укрепляется режим личной власти, а не государство. Происходит приватизация государственной власти, государство становится как бы частной собственностью тех, кто им управляет. Именно потому, что действия власти не подчинены определенным, всем известным, прозрачным правилам, не институциализированы, идут по каналам личных связей и личной, персонифицированной власти.
Многие надеются на то, что укрепившееся государство проведет необходимые сегодня экономические реформы, как в свое время в основном силовыми методами провел их Пиночет в Чили. Хочу напомнить, что Пиночет действовал в несколько иных условиях и иной социокультурной среде, чем это происходит у нас. Достаточно сказать, что Чили всегда было наименее коррумпированное государство Латинской Америки, что там были определенные традиции государственничества.
Авторитаризм может быть и не чилийского образца – а, например, мексиканского. Здесь вплоть до 90-х годов все губернаторы были представителями правящей партии, хотя все были выборными. Когда возникала угроза, что очередной угодный Центру кандидат может провалиться, власть не брезговала прямыми подлогами, и все это знали.
Есть опыт авторитарной, по сути, власти в Бразилии, где политическая и экономическая власть на местах сращивается в единые комплексы, и они начинают самовоспроизводиться и с огромным трудом поддаются трансформации; все они поддерживают президента, наделенного экстраполномочиями – только он может помимо любого суда и права “поснимать головы” в провинциях. Правда, он предпочитает в основном договариваться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru