Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО...

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Проблемы – духовные. Решения – административные

А отвечать как всегда придется школе

В субботу, 2 февраля, закончились 10-е Международные Рождественские образовательные чтения. За десять лет из сугубо церковного мероприятия они стали громким светским событием. Здесь выступают с докладами министры и академики, депутаты, ректоры крупных университетов и председатели творческих союзов. И каждый раз мы слышим: страна переживает духовный кризис. И лучший способ преодолеть его – вернуться к традициям православия. В частности, вернуть религию в школы.
В прошлые годы дело не шло дальше аккуратных заявлений и открытых писем министру образования.
Сегодня заявления стали жестче и определеннее. А письма сменились предложениями перекроить законы «Об образовании» и «О свободе совести»...

Чтения открыл Патриарх Алексий II:
– Наш народ страдает от моральной и мировоззренческой опустошенности. Разве случайно почти два миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу. Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу?
...В конце января перед журналистами выступил председатель Госкомстата России Владимир Соколин. Он заявил, что сейчас около 320 тысяч детей не числятся в статистических выкладках его ведомства, касающихся воспитания и обучения в школах страны. Однако даже с учетом погрешностей исследования «реальное количество беспризорников в России вряд ли превышает 300 тысяч».
Эта пресс-конференция прошла незамеченной. Чиновникам, требующим денег на борьбу с беспризорностью, несолидно оперировать такими данными. То ли дело – миллион уличных детей, а лучше – пять! Равно и церкви, заявляющей, что бездуховность народа породила беспризорность, а значит, нужно возвращаться к религии, – истинный масштаб проблемы оглашать ни к чему.
Патриарх продолжил:
– Думается, что пора распространить опыт преподавания «Основ православной культуры» на все государственные школы России... Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента. Конечно, для расширения преподавания этого предмета нужны десятки тысяч преподавателей. Они уже готовятся – и в духовных школах... А с недавнего времени также в рамках высшего теологического образования в светских вузах. Очевидно, следует начать готовить соответствующие кадры в пединститутах, университетах, институтах повышения квалификации.
Попробуем проанализировать это заявление.

По Закону «О свободе совести» обучение религии в школе возможно лишь с согласия родителей и детей, с разрешения администрации и вне рамок образовательной программы. Проще говоря, школа выделяет помещение – а дальше кто захочет, тот и придет на занятия. Главное, чтобы религиозная организация выполняла положения договора об обучении религии, заключенного с администрацией школы.
Но по Закону «Об образовании» деятельность религиозных организаций в школах запрещена вообще. Несмотря на это, Министерство образования в 1999 году издает информационное письмо «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 04.06.99 г. №14-53-281ин/14-04, где сказано, что администрация школы должна руководствоваться в данном случае нормой Закона «О свободе совести», а не Закона «Об образовании».
Почему? Свою позицию ведомство не объясняет.
В этом письме Министерства образования «обучение религии» определяется как «духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения». Такой предмет в обязательном порядке в школах ввести нельзя – это противоречит и законам, и Конституции.
Но что же тогда представляют собой «Основы православной культуры»?
Содержание этого учебного курса (1–11-е классы!), кажется, вполне адекватно светскому характеру школы: Библия, иконопись, церковная архитектура, жития святых...
Но почему же этот предмет нельзя включить в курс мировой художественной культуры и программы родственных дисциплин?
Если отбросить соображения более высокого порядка, ответ окажется прост: из-за объема. Мы ознакомились с несколькими существующими в стране курсами «Основ православной культуры». Каждый из них требует в полтора, а то и в два раза большего количества часов, чем вся мировая культура вместе взятая. Все это скромно называется авторами «некоторой суммой знаний о православии». Сумма настолько «некоторая», что темы уроков могут быть и такими: «Виды облачений священнослужителей»; «Похоронный обряд в православии»...
А теперь представим, что директор школы открыл Конституцию РФ и прочел: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А раз равны – значит, по требованию других конфессий он должен будет ввести еще и «Основы ислама», «Основы буддизма» или «Основы иудаизма».
Найдется ли в этой насыщенной учебной программе место для уроков математики, физики, биологии? Или останется лишь физкультура, по уроку в день, как предлагает Госсовет?

...Здесь снова прослеживается та же опасная тенденция: к школе по-прежнему относятся как к прислуге. С ней не разговаривают – от нее требуют.
Военные – ввести допризывную подготовку, церковь – учить основам православия, правительство – усилить патриотическое воспитание. И каждый ссылается на дырявую оборону страны, на ужасное положение детей, на бездуховность народа – причин найдется множество.
А по сути, школе предлагают выполнить чужую работу. Мы не можем реформировать армию – воспитаем детей так, чтобы они захотели служить именно в этой армии. Не можем поднять экономику страны – объявим, что беспризорность идет от душевной черствости...

Уже после окончания чтений стало известно, что депутат фракции «Единство» А.Чуев подготовил законопроект «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации». Этот документ вводит особый статус «традиционной религии». Религиозная организация, представляющая это вероисповедание, получит возможность на федеральном уровне включать в учебные планы школ религиозные дисциплины, использовать эфирное время и печатные площади в государственных СМИ, получать дотации на преподавание светских дисциплин в своих учебных заведениях. Также она освобождается от уплаты всех налогов. Более того, федеральная власть сможет направлять этой религиозной организации целевые трансферты бюджетных средств.
Согласно условиям, обрисованным в законопроекте, на статус «традиционной религии» в России могут претендовать православие и ислам. Остальные конфессии – рангом пониже.
Скорее всего этот законопроект не пройдет. Однако и дыма без огня не бывает – пока в СМИ обсуждается инициатива Чуева, правительственная комиссия по делам религий готовит новую редакцию Закона «О свободе совести». Как сообщает электронное издание «Газета.ru», при этом РПЦ активно лоббирует поправки, придающие православию статус уже «государствообразующей религии».

...В Саратове прошла церемония награждения победителей «Конкурса идей» за 2001 год. Первый приз из рук губернатора Д.Аяцкова получил пенсионер Виктор Кудасов, предложивший построить в городе собор всех конфессий. Губернатор идею одобрил и постановил начать строительство уже в нынешнем году.
Правильно. А то можно не успеть.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru