Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Современное западно-европейское и американское образование все яснее понимает бесперспективность бесконечного наращивания объемов информации, которую детям предлагается выучить за годы сидения за партами. Недавно возникло понятие компетенции как умения применить знания для решения нестандартной ситуации. Большое внимание уделяется формированию личностных качеств, позволяющих успешно строить свою жизнь и при этом мирно сосуществовать, сотрудничать с людьми, чьи взгляды, верования, принципы совершенно не похожи на твои собственные. Растет интерес к целостному подходу в образовании как попытке вырастить гармоничного человека (вечная мечта!), самоценного, не сводимого к служебной и экономической пользе.
Ребенок – гражданин своей страны, гражданин мира, часть Вселенной. Ему предстоит сплести свой неповторимый узор среди бесконечного рисунка жизни. Именно об этом статьи педагогов Англии и Америки. Об этом же думает и наш российский учитель, рассказывая об успехах и проблемах немецкой школы, неизбежно сравнивая ее с родной российской.
Кто знает, в каких странах, а главное, в каком мире придется жить нашим ученикам, нашим детям? К чему их готовить? Чему самому важному научить? Обменяемся опытом...

Джейн ХАРДИ,
педагог
Великобритания
Наталья ОКТЯБРЕВА (перевод)

Прогулка по всей Вселенной

Если один шаг переносит тебя на 10 000 000 лет,
поневоле начнешь внимательно смотреть по сторонам!

Большая удача для учителя немецкого языка – приехать в Германию. Но не на экскурсию, а «по делу»: с каким-нибудь проектом, исследованием, на конференцию. Приехать вместе с учениками, провести несколько дней в провинциальной или столичной школе. Ребята общаются со сверстниками, а я с коллегами. Все вместе мы, конечно, сравниваем московские школы и немецкие.

Ярмарка в Солсбери была в самом разгаре. Отовсюду, c лужаек, горок и каруселей, слышались смех и крики детей и взрослых. Местная пожарная команда проводила своеобразный «день открытых дверей». Бравые пожарные катали оживленных ребятишек на своих сияющих машинах по траве и разрешали потрогать огромные шланги. Воздух был чист, краски – полупрозрачны, энергия била через край! Завершая картину всеобщей радости, на некотором расстоянии от нас маячил надувной пружинистый двенадцатиметровый жираф – ироничный, но милостивый современный «бог» фестиваля.
Мои ученики уже освоили половину естественно-научного курса «Происхождение и развитие Вселенной» в Сарум-Колледже. А эта «космическая» прогулка должна была помочь нам «почувствовать» возраст Вселенной. Накануне Крис, ученик, выбравший данную тему для углубленного изучения, разметил путь по реке протяженностью около мили с помощью маленьких палочек, чтобы отметить наиболее важные пункты путешествия длиною в 15 биллионов лет.
Нашей группе в 20 человек придется останавливаться в каждом пункте, стараться проникнуться тем, что случилось немыслимо много лет назад. Мы шли медленно, в молчании, обдумывая каждый что-то свое, иногда мы задавали вопросы, и тогда Крис объяснял. Он напомнил нам, что каждый метр, каждый шаг нашего путешествия равняется 10 000 000 годам. Время и пространство в привычном понимании исчезли, мы перешли в иное измерение.
Я не ожидала, что нам придется проходить одновременно сразу три пути. Первый путь – история Вселенной глазами современных физиков. Второй – реальная дорога вдоль английской реки. Мы любовались роскошными растениями и птицами, плавающими в реке и пролетающими над ней в этот чудный день. Но главное движение происходило в наших головах, телах и душах. Какие разные чувства и мысли нахлынули на нас! Как много мы узнали о людях вокруг, тех, кто был в нашей группе, и тех, кто просто проходил мимо. Прохожие, без сомнения, хотели бы знать, чем это мы занимаемся, медленно и молча продвигаясь вдоль русла, в то время как они беззаботно отдыхают на траве, плавают, выгуливают собак.
А мы вспоминали слова Криса о том, что само время на Земле «пошло» с момента рождения Вселенной.
Мы постояли немного, чтобы, насколько возможно, «уловить» этот момент, и продолжили наше путешествие вдоль реки, вдоль времени.
Вода в реке была довольно мутной, а течение – медленным. Шелестели деревья по берегам. Плавали куропатки. Постепенно затихали звуки ярмарки. Мы увидели лебедей: один из них медленно покачивался на волнах, распушив перышки, наслаждаясь легким ветерком.
Первые биллион лет мы «пробежали» довольно быстро. Остановились, чтобы зафиксировать, что «проживаем» в газообразном клубящемся мире, по мнению буддистов, «полной пустоте». Во второй половине следующих девяти биллионов лет часть энергии становится более плотной, «глыбистой». Формируется вещество, из которого появятся звезды. Все время происходит невероятное развитие, которое длится по сей день. Каждая частица в пространстве и времени связана огромной силой со всем остальным. Все – едино.
В то время как образуются звезды, мы продолжаем брести вдоль реки. Три гуся и куропатка с противоположного берега критически изучают нас с таким же интересом, с каким мы созерцаем их. Я стараюсь прожить все три уровня дороги одновременно, насколько получается. Ощущаю свое покачивающееся тело, легкую боль в ногах, благодарна рукам, помогающим пробираться сквозь живую изгородь. Внимательно «слежу» за пробуждением Вселенной и за течением реки.
А что означает настоящее пробуждение Вселенной? «Человеческие существа внутри Вселенной – как звучащая доска внутри музыкального инструмента. Поэзия и математика – явное отражение совершенства Вселенной».
Я только подумала о своем выступлении в университете на следующий день, а за это время сформировался следующий уровень Млечного Пути. Четыре с половиной биллиона лет назад появилось наше Солнце как одна из звезд, созданных в Галактике. Огромная энергия «промчалась» через систему. Сверхновые звезды создавались и взрывались, обогащая Галактику новыми элементами жизни. Наше Солнце постепенно «успокоилось», поскольку газы стали плотнее, а падение температуры привело к некоторому сжатию. Водород в центре начал формировать гелий. В пределах силы солнечной энергии стали создаваться планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. И уже с Земли, с берега реки Эйвон, глядя на Солнце, мы пытались представить себе это.
Через сорок минут широкая дорога превратилась в узкую тропинку, скрытую в траве. Мы стали останавливаться намного чаще. Три четверти путешествия длиной в четыре биллиона лет от самого начала жизни уже пройдены. Через первый ледниковый период «проскользнули» быстро, зафиксировали начало полового размножения первых созданий. Опять остановка. Позвоночные животные произошли 500 миллионов лет назад. Ура! Наконец мы перешли на миллионы! 235 миллионов лет назад появились динозавры и цветы – интересное совпадение! Обезьяны и первые собаки – 35 миллионов лет назад.
Человек Умелый /Homo Habilis/ жил 2,6 миллиона лет назад. На всю жизнь запомню тропинку, ведущую к современности. Всего несколько дюймов травы представляют собой развитие Человека Мыслящего /Homo Sapiens/ за последние 40 000 лет, то есть нас. Как будет эта тропа идти дальше? Сейчас ее пересекает множество дорожек. Мы можем пойти по любой из них. Какой путь предстоит человечеству?
Оторвав взгляд от земли, в небе заметила ярко-красного воздушного змея. Река стала чище, течение – быстрее. Да, это было долгое путешествие от синтетического жирафа к живому человеку! Как прекрасно написали в своей книге Свим и Берри: «Если существуют горные цветы, какова сущность Огненной силы начала времени? Если существуют симфонии Моцарта, каково происхождение движущих сил Вселенной? Если жаворонок-мать с такой заботой воспитывает и защищает своих птенцов, из чего создана Вселенная? При непосредственном влиянии людей на планету каковы будут последствия их деятельности на космическую эволюцию?»
Наша «космическая» прогулка длилась около часа. Люди, какими мы знаем себя, появились в последнюю секунду. Что за головоломка!
И что бы еще такое придумать, чтобы помочь ученикам прочувствовать следующую тему курса?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru