Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Леонид ШЕВЧУК,
директор средней школы № 73
г. Челябинск

Нужно, чтобы ученик получал не готовую рыбу, а удочку для ее ловли

С большим интересом и тревогой прочитала высказывания участников “круглого стола” по проблеме “Особенный ребенок” (“ПС”, № 68, 2001 г.). С интересом потому, что вопросам воспитания детей с особенностями развития наконец, пусть и робко, начали уделять внимание. С тревогой потому, что таких детей в стране с каждым годом становится все больше, а демократичности в их обучении как не было, так и нет.
В свое время мы создали резервации в виде интернатов для умственно отсталых. Теперь открываем многочисленные классы выравнивания в общеобразовательных школах и никак не хотим понять, что, упрятав детей с задержкой психического развития в эти классы, мы фактически лишаем их возможности социально адаптироваться и в конечном итоге достойно пройти свой жизненный путь.
А между тем в стране уже наработан положительный опыт интегрированного обучения. В нашей школе в обычных общеобразовательных классах уже восемь лет обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости. В прошлом учебном году мы приняли первого ребенка с детским церебральным параличом.
Обучение по специальной программе исключает второгодничество и создает таким детям не мнимую, как это часто бывает в коррекционных классах, а настоящую комфортность, которая обусловлена полной конфиденциальностью патологии ребенка и созданием реальных педагогических условий для его успешной социализации и обучения. В каждом классе не более 26 учеников и не более 6 ребят, нуждающихся в особом внимании. На каждого такого ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума составляются индивидуальные комплексные учебно-коррекционные программы и индивидуальные коррекционные маршруты. Наша школа полностью укомплектована общими и узкими специалистами, есть коррекционные кабинеты и лечебно-оздоровительный центр.
Развиваясь в коллективе своих сверстников, ребенок приобретает опыт, который невозможно переоценить. Само окружение учит его, как действовать в той или иной обстановке. Именно действовать. А не ждать действий от других. Образно говоря, ученик у нас получает удочку для “ловли рыбы”, а не готовую “рыбу”. То есть ему созданы все условия для ситуации успеха и самоадаптации.
Уверен, что аналогичный опыт есть и в других регионах. Был бы рад прочесть о нем в вашей газете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru