Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
РЕЦЕПТУРА ОПЫТА

Игорь КИМ

Куда ведет вьющаяся линия?

С помощью уникальной методики Татьяны Крапивиной можно не только пробудить в ребенке творческие способности, но и помочь ему избавиться от психологических комплексов

Лично я рисовать не умею. То есть абсолютно. Когда-то школьная учительница, увидев мои беспомощные мазки, так тяжело вздохнула, что на карьере живописца я поставил жирный крест. И зря. Потому что московский художник Татьяна Крапивина утверждает: талант рисовальщика дремлет в каждом, надо его лишь разбудить. Разработанный ею метод обучения не только будит, но и помогает ребенку раскрыться, избавиться от страхов и комплексов.

Оказавшись на грани между жизнью и небытием, человек уже не возвращается оттуда прежним. Одни теряют уверенность в себе и замыкаются, другим перенесенное испытание, наоборот, дает толчок к развитию. В 1978 году Татьяна Крапивина пережила клиническую смерть, вот тогда-то, как она считает, и появилась “Вьющаяся линия” – еще один путь к познанию себя и мира, новая методика, благодаря которой художница стала финалисткой конкурса “Педагог-внешкольник” и получила почетный знак “Отличник народного образования”.

* * *
Что такое “Вьющаяся линия”? Попытаюсь объяснить.
1. Возникновение замысла. Полный простор для работы подсознания: вы берете в руку кисть и начинаете покрывать белый лист разноцветной паутиной – совершенно произвольно, как заблагорассудится. Линия выводится боковой, узкой частью кисточки (что само по себе уже упражнение, оттачивающее тонкую моторику, координацию движений, неплохая, по мнению нейропсихологов, “физзарядка” для интеллекта). В итоге получается некая заготовка для мозаики – подобие стекла, покрытого сетью разноцветных трещин.
2. Создание настроения будущей картины, “среды обитания”. Каждый кусочек мозаики закрашивается – для этого смешиваются краски двух пограничных линий.
3. Воплощение замысла. Раньше в детских журналах были картинки, на которых среди хаотического переплетения линий прятался сказочный персонаж. Помните, как вы вглядывались в этот сумбур, не понимая, где в нем может укрыться Буратино или Незнайка? И вдруг все становилось предельно ясным, и ребенок недоумевал, как он мог не заметить сразу, ведь это совсем просто... Примерно так находят людей, деревья, цветы среди цветовых пятен на своих холстах и ученики Крапивиной. С каждым разом все увереннее.
И что самое удивительное – даже картины “нулевиков”, тех, кто впервые взял в руки кисть, выглядят вполне зрело. Античные пейзажи, натюрморты, древнеегипетские мотивы, иллюстрации к сказкам... Многие из этих рисунков проникнуты тем особым настроением, что делает мертвое живым и присуще обычно настоящим мастерам. Недаром юные ученики Крапивиной редко возвращаются с различных международных конкурсов без наград и никогда не испытывают трудностей при поступлении в художественные вузы.

* * *
Бессмертный уайльдовский “Портрет Дориана Грея” – пожалуй, самое сильное литературное произведение, рассказывающее о незримой связи между художником и его творением, между портретом и его персонажем. Впрочем, сами художники более чем кто бы то ни было знают о ней.
– Каждая картина, – говорит Татьяна Крапивина, – своеобразный психологический тест, позволяющий определить, что творится у ее создателя в душе. Смотрите, вот здесь преобладают темные краски, глухие тона. Как правило, они любимы людьми с трудным, тяжелым характером, кому пришлось столкнуться в жизни с серьезной проблемой и кто может найти из нее выход.
Татьяна предлагает своим ученикам решить их проблемы вместе. Для начала – на листе бумаги. Казалось бы, что такое рисунок? Пустяк. Однако часто он становится тем первым шагом из замкнутого круга, который так трудно сделать, единственно приемлемым способом выплеснуть негативные эмоции, вырваться из враждебного, удушливого мира в мир светлый и радостный.
Когда Крапивина работала в центре эстетического воспитания “Рождественка”, к ней обратилась за помощью совсем юная девушка. У Клавы были серьезные проблемы с общением, и она искренне не понимала, почему окружающие стараются ее избегать. Причина крылась в ершистом, не по-женски резком характере. Но первая же картина девушки, нарисованная по методу Крапивиной, оказалась очень мягкой, женственной. Постепенно Крапивиной удалось помочь Клаве преодолеть комплексы и стереотипы. Они много беседовали, рисовали, и вскоре учительница была приглашена почетной гостьей на свадьбу своей ученицы.
Другая “подопечная” Татьяны, женщина вполне зрелая, рисует “Вьющуюся линию” уже девять лет. Познакомились они на занятиях у-шу (философия которого, кстати, также легла в основу метода Крапивиной). От бедной женщины люди буквально шарахались. Их отталкивали ее крайне неряшливый вид и агрессивное поведение. Сегодня она – настоящая дама...
Девочка, которой никак не удаются уроки литературы, мальчик с целым букетом хронических заболеваний, мужчина, потерявший работу... все они нашли во “Вьющейся линии” что-то особенное для себя. Вернее, нашли самих себя.
“Чтобы какая-то мазня исцелила человека?” – ухмыльнутся скептики. Конечно, нет, если под понятием “целительство” подразумевать излечение тяжких физических недугов. Здесь речь о другом – об обретении внутренней гармонии. Состояния, которое мудрецы древней Эллады считали залогом физического и душевного здоровья. Разве этого мало?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru