Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Инна ПОЛОНЕЗ

Образец для Старого Света

Урок ли нам швейцарские кантоны?

Проблемы, встающие перед единой Европой в области образования, прежде всего связанные с языковой, культурной и национальной идентичностью, вновь обращают взоры специалистов к Швейцарии. Швейцарский опыт, который сейчас активно изучается в Западной Европе, актуален и для России, на новом этапе своей истории перестраивающей образовательную систему.
Маленькая Швейцария всегда считалась своеобразной идеальной моделью республиканского политического мышления, склонного искать единство в различиях. Эта страна объединяет 26 кантонов и полукантонов, входящих в три большие группы: немецкоязычную (65% населения), франкоязычную (19%) и италоязычную (12%). Хотя многие швейцарцы – полиглоты и в той или иной степени владеют всеми языками Конфедерации, выбор учебного заведения, где молодой человек намерен получать образование после школы, в большой степени зависит от того, какой именно язык он считает родным. А вот школу, как правило, посещают в родном кантоне. Обязательное школьное образование включает в себя 6 лет обучения в начальной школе (с 6 до 11 лет) и три года средней школы (с 12 до 15 лет). Этим 9 годам обучения непосредственно в школе обычно предшествуют 2 года дошкольной подготовки малышей, достигших 4 лет.
В Швейцарии к школе относятся чрезвычайно серьезно: малышей начинают готовить к ней еще в дошкольном заведении, отдавая предпочтение скорее созданию благоприятных психологических установок для предстоящего школьного обучения, чем учебным предметам как таковым. Основное содержание дошкольной подготовки – уроки-игры, развивающие память, внимание, усидчивость, формирующие чувство личной ответственности.
Единой государственной школьной программы нет. Начальные и средние школы находятся в подчинении кантонов, а роль центральной государственной власти в лице Федерального управления по делам образования и науки – аналога министерства образования – сводится к контролю за качеством обучения, уровнем компетенции преподавательского состава, наличием в программах обязательных предметов и их достаточности для последующей сдачи экзаменов на аттестат зрелости.
Наличие диплома является основным условием для поступления в высшую школу и получения университетского образования. Экзамены, завершающие гимназический курс (11–12 классы) и дающие право на получение диплома, считаются самыми трудными в Западной Европе. Обладатели других документов о среднем образовании, полученных в швейцарских же учебных заведениях (например, дипломов кантональных школ с коммерческим, педагогическим, художественным или литературным уклоном), не могут поступить на некоторые факультеты, перечень которых устанавливается тем или иным университетом. К примеру, в Лозанском университете для них закрыт прием на отделения, где изучаются фармакология, медицина и зубоврачебное дело.
Наряду с государственными (кантональными) школами в Швейцарии существует развитая сеть частных школ-пансионов. Их около 250. Многим из них уже более века. Содержать ребенка в такой школе может позволить себе только весьма состоятельная семья. Однако в стране немало и сравнительно недорогих, небольших частных школ, доступных и среднему классу.
Частные школы, как и государственные, предлагают своим ученикам разные виды учебных программ, ставя на первое место те, которые дают право на поступление в высшую школу. Многие частные школы-интернаты предлагают выбор между англо-американской программой и обучением по программе французских лицеев. Например, в College Beau Soleil выпускники, успешно сдавшие экзамены в рамках программы французского бакалавриата, получают соответствующий диплом, дающий право поступления в университеты Швейцарии, Европы и США.
В Швейцарских университетах вступительных экзаменов не предусмотрено, и соискатели, представившие признанные тем или иным высшим заведением дипломы доуниверситетского уровня, просто записываются в число студентов. Довольно широко распространена практика записи в университет, где преподавание ведется на неродном для абитуриента языке. Это делают из желания лучше освоить второй, третий и т.д. язык. Так, немецко- и италоговорящие студенты охотно поступают в университеты “французской Швейцарии”. Привычных экзаменационных сессий здесь нет. Примерно год спустя после зачисления студент должен сдать свой первый экзамен по основному предмету (“первый сертификат”), а еще через год-второй и главный экзамен (“второй сертификат”). В то же время ему приходится позаботиться и о сдаче экзаменов по другим предметам, входящим в его личный список, так что нагрузки швейцарскому студенту хватает. Затем следуют 3 года углубленной подготовки, после чего счастливчику присуждается степень лиценциата или диплом. Эти степени соответствуют степени магистра. Следующая ступень – докторант – требует еще трех лет обучения.
Вузы подчиняются и федеральному правительству, и кантонам, поэтому единой образовательной программы у них, как и у школ, нет. Обязательный минимум существует только для инженерных факультетов, факультетов экономики, права, менеджмента, сельского хозяйства и дизайна. В итоге государство сохраняет свои интересы, а граждане – свою свободу, общество остается стабильным и страна преуспевает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru