Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
 

Январь – месяц счастливый и радостный. Подарки, пожелания счастья и любви. Кажется, все люди прекрасны и добры. Мы приходим в школу после каникул отдохнувшие, приветливые. Ученики и учителя, все как один, готовы начать новую правильную жизнь. Но жизнь не начинается с чистого листа. Она продолжается бесконечной чередой ошибок и побед, вопросов без ответов. Мы пытаемся удержаться на тонкой границе, разделяющей свободу и насилие, отыскать надежные ориентиры. Один из них очевиден и прост, всем известен. Это уважение. Уважение – то, что важно, прочная основа жизни и везения. Во Франции именно уважение решили положить в основу коренных изменений школьной атмосферы, а значит, и всего общества. Насилию и агрессии пытаются противопоставить свободу и толерантность.
Демократические механизмы могут быть перенесены в школу. Над этим работают не только во Франции. В Австралии составляют декларации школ и классов, фиксируя общие договоренности и цели.
Европейцы и американцы отправляются в далекие экзотические страны обучать местных ребятишек, потому что мир един и не заканчивается у порога классной комнаты. Мы только все вместе способны удержать мир от бездны ненависти и осуществить хотя бы часть новогодних, рождественских пожеланий.

Сесиль ЛЕШАС

Противоядие от насилия

Как его ищут французские школьники

По улицам всего мира бродят стаи подростков. Шумные, одинаково одетые, чуть навеселе. Сердце вздрагивает, когда они проходят мимо, особенно по вечерам. Достаточно неосторожного взгляда, жеста – и завязалась драка. А что творится на стадионах? Футбольный или хоккейный матч становится поводом для кровавых разборок. Откуда столько агрессии в молодых людях? Ответ очевиден. Семья, школа. Раздражение и деспотизм взрослых. И что же теперь делать?
Во Франции ребята одного лицея из небольшого провинциального города захотели хоть немного изменить ситуацию, сделать свой район, свою страну безопасными и мирными, несмотря на все мировые войны и непримиримые противоречия. Учителя и ученики начали с организации импровизированных спектаклей, где зрительный зал и артисты вместе разыгрывают типичные ситуации и каждый участник, выступая то в роли агрессора, то в роли жертвы, может осознать происходящее, посмотреть на себя со стороны.
Ребята сочинили «Манифест против насилия» и стали распространять его в своей школе, в соседних учебных заведениях, среди сверстников по всей стране. В акцию включились известные актеры, музыкальные кумиры, спортсмены, особенно боксеры, футболисты, чьи игры нередко провоцировали драки. На многих матчах, концертах перед началом стали читать манифест в качестве напоминания и напутствия. Радио, телевидение, газеты – никто не остался в стороне. Взрослые и дети на пресс-конференциях, диспутах обсуждали вопрос, в чем состоит истинное уважение друг к другу, что можно сделать в каждом классе для укрепления взаимопонимания.
«Единственное место, где я дерусь, – это ринг. И то по правилам. Я уважаю своих противников. И они уважают меня». (Брахим Аслум, боксер.)
«Уважение, уважение… Все хотят уважения. Что это значит на самом деле? Например, слово «здравствуйте». Представьте себе, что все, кто здоровается с вами, на самом деле в этот момент желают вам здоровья сегодня. Вот уважение. Кислород, которым мы дышим. То, что помогает жить вместе». (Даниэль Пеннак, писатель.)
«В жизни я понял: ничего нельзя добиться в одиночку. Без взаимного уважения нет ни успеха, ни свободы». (Фредерик Дьефенталь, актер.)
«У меня двое детей. Как все, они ходят в школу и иногда рассказывают мне про свои проблемы: там один как даст мне, а я ему как двину… Ничем хорошим такое не кончается. Толерантность и уважение – вот чему я хочу научить собственных детей». (Мусс Диуф, актер.)

Объявлен конкурс работ, направленных против насилия в школьной жизни: сочинения, рисунки, песни, интернетовские сайты. Авторы – старшеклассники, чьи-то старшие братья и сестры, возможно, имеющие печальный личный опыт. Они лучше взрослых сумеют объяснить ровесникам и малышам, как добиваться успеха, как ценить терпение, любознательность, понимание. Итоги будут подведены в марте 2002 года. В жюри, естественно, кроме знаменитостей и официальных лиц ребята из лицея, те, кто первым не захотел мириться с ненавистью и страхом.
Создан в прошлом году Национальный комитет борьбы с насилием в школе. Его цель – проанализировать ситуацию и предложить конкретные шаги для укрепления безопасности и благополучия детей.
Борьба с насилием – это прежде всего защита и помощь пострадавшим. Важно узнать о том, что произошло, потому что дети часто скрывают свои проблемы, стыдятся, боятся признаться. Во Франции сегодня в каждом районе есть специальная телефонная служба, куда можно позвонить. Есть SOS-телефон, общий для всей страны. Жертва может обратиться за помощью через Интернет или местные отделения комитета.
Борьба с насилием – это не только немедленное реагирование на любую агрессию. Это создание условий, исключающих враждебность, в первую очередь в школе, где каждый должен почувствовать себя успешным.
«Уважение изменит школу!» Теперь это девиз национального французского движения, поддержанного министром просвещения Жаком Лангом, министерством внутренних дел и национальным спортивным комитетом. Почему именно уважение? «Уважение – это противоядие для насилия, – считает Жак Ланг. – Основа жизни в обществе – взаимное уважение и толерантность, и в школе необходимо начать с уважения права на получение образования и уважения к тем, кто это право обеспечивает. Школа должна стать таким местом, где все уважают друг друга. Дети взрослых, взрослые детей. Чувство уважения можно воспитывать, можно тренировать. Уважение к людям, уважение к правилам, к законам. Но что нам часто предлагают в качестве предмета почитания? Богатство, славу, цинизм. Многие молодые люди приходят к насилию, к нарушению закона, потому что считают законы враждебными для себя. Но с детства важно понимать, что мы все равны и свободны, все достойны уважения просто потому, что мы есть. Образование должно помочь избавиться от предрассудков по отношению к людям разных национальностей, по отношению к инвалидам, научить строить справедливые равноправные отношения между мужчинами и женщинами. Все школьные предметы должны быть направлены на воспитание толерантности и сотрудничества. Общественные науки дают представление о механизмах демократического общества, о правах и свободе, о законах. Физкультура учит коллективизму и соблюдению правил. История, биология и география показывают многообразие форм жизни на Земле, неповторимость культуры и религии каждого народа».
В этом году комитет предполагает провести в школах Неделю против расизма, День гражданина, День без никотина… Школа уважения приглашает всех к сотрудничеству.
Вот манифест движения.

Ты, кто целыми днями
Тусуется с крутыми парнями,
Порой прикольно, порой насильно,
Агрессия не должна быть с нами.   
Пойми, мы разные,
Не будь нетерпимым,
И помни, милый:
На футбольном матче
Не давай сдачи,
Не отвечай на брань,
Друзей не рань.
Драки на шоссе –
Раны на теле, раны в душе.
Сам знаешь, зло причинять никому неохота.
Ответственность – это свобода.
Сохраняй ясность мозгов,
Не слушай вожаков.
Они напоют, они подтолкнут.
Так не станешь королем тут.
Не сходи с ума от скуки дешевой.
Придумай что-нибудь, ты парень клевый.
У тебя есть мужество, примись за дело.
Неужто молчание не надоело?
Разорви равнодушия пелену.
Крикни: насилие мир тянет ко дну.
И жизнь будет прекрасна!

По материалам французских газет


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru