Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2002

Информация

ДВАДЦАТЬ ДВЕ ГАЗЕТЫ ДЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ

Борис БОГОЯВЛЕНСКИЙ

История:

Умение разделить информационный поток на источники

Нынче модно говорить, что через историю воспитывается патриотизм. Это так. Но, к сожалению, два человека, хорошо обученные патриотизму, любящие свою Родину, могут с большой эффективностью уничтожать друг друга. Мы не можем отказать в патриотизме ни Буденному, ни Деникину. К сожалению, патриотизм не уберег их от конфронтации.
С нашей точки зрения, история может научить человека только правильно оценивать окружающий мир. Получать из него информацию и перерабатывать.
История – единственная наука, обернувшаяся школьным предметом, в котором мы имеем дело с задачами неточными. Это неточные задачи из области человеческой деятельности, и каждый из нас решает их повседневно. Каждый день мы получаем информацию из источников, которые не сегодня завтра станут историческими. Скажем, смотрим ТВ-программу, и если она сохранится через сто лет, то это будет исторический источник. Любой человек работает с информацией как историк. Он оценивает ее информативность, правдивость, сравнивает ее с другими источниками, подвергает внешней и внутренней критике. Совсем недавно один телеведущий сообщил мне, что ему пришлось в Венеции три часа простоять в очереди в галерею Уффици. Легко догадаться, что эта галерея находится во Флоренции, и даже если очередь была очень длинной, то от Венеции до Флоренции все равно стоять в ней не три часа, а значительно больше. Таким образом, в меру своих знаний мы подвергаем источники информации нашей внутренней критике.
Если человек в состоянии оценивать поступающую к нему информацию, понимать, где его информатор заблуждается, не совсем точен, то он будет подходить к своей жизни как к истории и сознательно не даст себя ни обмануть, ни провести.
Хотелось бы, чтобы школьная история не превращалась в собирание учениками некоей суммы знаний, а изучала способы и принципы работы с информацией. Эта задача современной школой не закладывается. Она требует высокой культуры от автора учебника, от учителя, в конечном счете требует желания ученика думать, сопоставлять, вставать в ситуацию, которая складывается перед ним со страниц учебной литературы. Представляется, что умение понять происхождение информации, оценить ее и если не принять, то хотя бы не отторгнуть сразу, – это достояние историков прошлого и настоящего, всех людей, которые изучают историю с точки зрения познания мира и себя.
На страницах нашей газеты мы пытаемся дать читателям комплекс материалов. Его основой становится методическая разработка урока. К ней мы подключаем текст исторического источника, научную или научно-популярную статью, в которой несколько источников преломляются в сознании автора. По нашему замыслу этот комплекс должен включать и художественный образ. Практически нет такого исторического события, которое не было бы запечатлено в художественных произведениях – литературе, кинофильмах...
Мы будем также вести рубрику “Мастерская историка”, чтобы показать, каким образом профессиональный историк добивается воссоздания картины прошлого, как он работает с первоначальным материалом, чтобы получить хотя бы обычную научно-популярную статью.
Мы понимаем, что наши читатели ждут от нас многого. Мы открыты для любого предложения, для диалога. Потому что “История” – это не только газета для учителей, это газета самих учителей.

Подписной индекс 32028


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru