Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Валентин КИРИЛЛОВ,
преподаватель истории

Сократить – еще не значит улучшить

Но большинство родителей настаивают именно на этом: уменьшить количество книг, с которыми приходится работать детям

Раздумываю сам с собой – чем мне не нравится идея о родительской экспертизе школьных учебников и вообще вся нынешняя кампания за “приведение в порядок” учебной литературы?
Конечно, учебникам необходима требовательная экспертиза, а наши дети должны учиться по самым лучшим книжкам. Конечно, многие сегодняшние учебники далеки от совершенства, и родителям надо активнее участвовать в учебном процессе. Какие же “но” и “однако” у меня накопились? Поделюсь сомнениями.
Родительских претензий к учебникам множество. Но очень часто они удручают непродуманностью, произвольностью и бездоказательностью, иногда доходящей до смешного.
Вот картинка из жизни. Родитель с пафосом возмущается: “Я сам пытался составить план главы из учебника (по географии, истории, биологии – не важно) и не смог! Долой такие учебники!” Может быть, глава действительно путаная и нелогичная. А может быть, совсем наоборот: это у родителя с логикой и последовательностью мышления не все в порядке. Но вторая возможность даже не обсуждается. Для самого родителя его неудача с планом – достаточное основание, чтобы раздражаться и требовать устранения таких-то (многих) учебников и утверждения единого и самого лучшего.
В качестве абсурда и кошмара – «нет, ты представляешь?!» – мне была показана пара строчек из одного учебника истории для пятого класса: “Падение Западной Римской империи мало кем было замечено. Однако это событие считается концом истории древнего мира”. И что? Обыкновенная констатация факта. Я долго не мог понять, что здесь абсурдного и кошмарного. Все правильно: условной, символической датой конца древнего мира традиционно считается 476 год – окончательное падение Западной Римской империи. Оно заключалось в том, что после очередного дворцового переворота очередной варвар низложил императора, но себя императором провозглашать не стал. Тем самым империя кончилась. Значимое для историков событие на современников ни малейшего впечатления не произвело. Центр давно переместился в Восточную Римскую империю, и столицей тогдашней ойкумены стал Константинополь, а не Рим, прозябавший в убожестве после разграбления готами и вандалами. Так в чем дело? Оказывается, родитель не мог взять в толк, как падение целой империи кто-то мог не заметить, а если уж никто не заметил, как могло такое незначительное событие стать концом целого древнего мира. Виноватым посчитал, естественно, учебник. Обвинять собственную некомпетентность родителю и в голову не пришло. Возмущенного папу мне удалось успокоить и объяснить недоразумение. Он пожал плечами, но согласился.
Я подробно остановился на этом случае потому, что злосчастные строчки о незамеченном падении империи мне пришлось потом встретить в прессе. Тут уж возражать было некому. К сожалению, в большинстве случаев родители доводам специалиста не внемлют, особенно если прочитали что-то в “МК” или по радио услышали.
К чему я клоню? К тому, что совершенно справедливое беспокойство родителей о качестве учебников зачастую оборачивается вредной шумихой, вызванной самоуверенностью и непониманием вопроса.
Так что же, родителям лучше помалкивать при виде очевидного безобразия и не сметь свое суждение иметь? Нет, это было бы неправильно. Родительские голоса должны быть слышны. Недаром же говорится, что слишком важное дело опасно доверять одним только специалистам. Но продуманности и ответственности родительским суждениям ох как часто не хватает!
А пылким и необдуманным возмущением без труда могут воспользоваться своекорыстно заинтересованные силы. Родителям, скажем, не нравится такой-то учебник. Вполне возможно, что заслуженно не нравится. Но заинтересованные силы перетолковывают их возмущение в ином ключе: у нас слишком много учебников. Одних историй древнего мира целых пять! (Удивлюсь: как, всего пять? так мало?) Давайте, мол, вместо пяти сделаем один или два, но чтоб они были совсем хорошие. Никакой гарантии, что один или два новых учебника будут лучше пяти прежних, разумеется, нет. Но ясно, что идет передел финансового пирога, а под шумок и удушение пресловутого плюрализма. Многим постсоветским гражданам действительно хочется, чтобы по каждому вопросу существовала только одна общепринятая и общеобязательная точка зрения. Совпадающая, понятно, с его собственной. Но тут уж можно с полной гарантией утверждать, что общеобязательная точка зрения будет совпадать с начальственной, а не с родительской.
Размышляя о том, какое количество учебников оптимально, давайте заглянем в такую область, где все давно выяснено, где никаких изменений вот уже вторую тысячу лет не наблюдается, где каких-либо открытий или даже принципиального перетолкования давно известных явлений ждать не приходится. Эта область – латынь, мертвый язык. В нашей учебной литературе есть высокая, так сказать, классика изучения латыни – две старые, многократно переизданные книги: учебник Болдырева и Боровского и учебник Попова и Шендяпина. Оба учебника замечательные. Какой лучше? Оба лучше. А нельзя ли сделать “еще лучше” – из двух один, но окончательный? Никак нельзя. Они совершенно, несочетаемо разные. Выходили и хорошие новые учебники – Федорова и Мирошенковой, Дерюгина и Лукьяновой, переведенный с польского учебник Винничук, учебники Гончаровой и Токмаковой. Какие из этих учебников желательно видеть на столе у гимназиста или студента, изучающего латынь? В идеале, по моему убеждению, – все вместе. Учитель, работая с конкретным классом, знает, в каком учебнике определенная тема изложена наилучшим способом именно для этого коллектива, именно для этого ученика.
Сокращение количества учебников под воздействием родительской экспертизы представляется мне худшим вариантом развития событий, родительская экспертиза приведет именно к сокращению – вот ведь в чем дело.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru